17 июня 2014 г.

БЕЛЫЕ И ЧЕРНЫЕ БАРАНЫ ИЛИ СТЫДЛИВЫЙ СМЕХ УБОГИХ


Часто от армянских, курдских или лезгинских деятелей можно слышать насмешки в сторону азербайджанских тюрков, которые, основываясь на существовании в истории нашего народа государств Ак-Коюнлу ("белобаранные") и Кара-Коюнлу ("чернобаранные"), потешаются над нами, мол "вот, вы же бараны!". Ладно, если бы эти насмешки звучали от рядовых товарищей, но ведь и люди, называющие себя "журналистами" и "исследователями", сплошь и рядом допускают подобное.

Эти профаны истории и этнографии прежде всего показывают свое невежество. Огузы государств Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу представляли из себя объединение кочевых тюркских племен. Согласитесь, было бы странно, если бы они называли себя "белыми львами" или "черными драконами".

Приведем отрывок из статьи профессора Гасана Гулиева :

"Культ зародился на почве осознания прагматической значимости "барана" - его роли в удовлетворении основных жизненных потребностей и становлении специфичного образа жизни, мировоззрения. Именно баран стал основным поставщиком продуктов питания и прежде всего культового мяса, а кожа и шерсть дали "пищу" для национальной одежды. Наконец, и самое главное, кочующие стада заложили основы архетипичного образа жизни: из глубокой истории дошли до современности несомненные прагматические следы культовой роли барана".

И далее:

"От культа барана (и симбиозно связанного с ним культа Волка) зародились многие черты ментальности. Ненасытность азербайджанцев (т.е. азербайджанских тюрков - прим. Azeri nationalist 1/7) на мясо (причем культовое почитание баранины): подобно волку они пасут вольчьи стада ради удовлетворения этой ненасытной тяги к мясу. Своеобразие ментальности во многим проистекает из особого симбиоза волчье-бараньих тотемных черт. Для понимания специфики такого симбиоза уместно обратить внимание на некоторые экологические аналогии. Согласно экологии поведение популяций волк-баран и их бытие во многом зависит от сохранения симбиоза в режиме гомеостаза - механизм регуляции каждой популяции связан особым образом с коллизиями другой (и наоборот). Жизнь и экологическое качество популяций зависят от поддержания гомеостаза: если чрезмерно минимизируется "волчья популяция" (доминанта черты характера), гипертрофируется "баранья популяция" (черта характера)? И наоборот".

Что же способствовало зарождению некого культа барана? Профессор утверждает:

"Зарождению культа способствовали ряд объективных импульсов: баран был одним из основных источников национального меню (мясо, молоко, масло, сыр, айран и т.д.), поставщиком наиболее значимых аксессуаров бытовой жизни (одежда и обувь, постель и т.д.), стимулом для развития ремесел (прежде всего коврового искусства). В отношении азербайджанцев к барану (как культовому мясу) явно проступает мотив "вольчьего культа" - : они ненасытны на мясо и ощущение полноты жизни связано с ритуалом поедания мяса. Без мяса жизнь превращается в сплошное "волчье завывание" на очень плохую судьбу (гисмет). В культово "бараньей жизни" явно доминирует волчий фактор постоянного поиска мяса [...] На базе симбиоза этих двух тотемов возникла своеобразная экологическая модель жизни: традиция культивировала постоянную "охоту" на барана, питалась его мясом и производила наиболее важные элементы национального меню, ассортимент одежды и кожаных изделий, ковер и т.д."

Интересным является и данный момент:

"важно обратить внимание и на ментально "валютную" роль культа барана. Для азербайджанцев "баран" - был и остается самой надежной валютой на все случаи жизни. Когда азербайджанцы по какому-либо поводу заключают пари, то проигравший обычно обещает "гонаглыг", разумея так или иначе принесение в жертву барана (мясо на трапезу). По сей день практикуется ритуал приношения барана в качестве презента (не осуждаемая традицией мелкая коррупция), а сельские свадебные ритуалы предполагают "бараний калым". Почти каждое важное событие жизни (праздники, повышение в должности, рождение детей, знаковые этапы карьеры и др.) дают повод для пиршеств, немыслимых без "барана"".

И в конце профессор делает смелый вывод:

"Наши предки поклонялись тотемным изображениям барана, ибо они лучше нас знали и представляли его культовую роль. Современное иронично-скептическое отношение к "барану" достойно сожаления [...] В современном чувстве стыдливости, провоцируемое негативными ассоциациям вокруг образа барана, содержится, наверно, момент осознания и признания недостойности нашего отношения к прошлому [...] Вспомним еще раз: в азербайджанской лексике "игид и гоч" синонимы. Это значит, что в архаичное время "гоч" заслуживал такого же уважения как игид. Некоторым нашим современникам, видимо, явно недостает "волчьей" смелости признать исключительно позитивную роль культа (тотема) барана в генезисе и сохранении ментальных основ жизни ".

С другой стороны, на территории Южного Кавказа, на востоке Турции и севере Ирана встречаются массовые каменные изваяния лошадей и баранов. Причиной их столь широкого распространения является огромная роль этих животных в жизни огузских кочевников и упомянутая выше ассоциация удальца со смелым, упертым бараном (каменных баранов часто ставили над могилой храбрецов).

Смеяться над упоминанием барана в истории и культуре того или иного народа, это примерно то же самое, что смеяться над голубым небом или сладкой розовой ватой, потому что секс-меньшинства, видите ли, называют "голубыми" и "розовыми". Это уровень школьников начальных классов, но не серьезных людей.

Интересен и следующий момент, который я не могу не упомянуть. Представьте себе следующую картину. У вас есть сосед, который сильнее вас физически и более развит интеллектуально. Мало того, он довольно умелый и трудолюбивый, и благодаря своим навыкам, добыл себе широкую славу в вашем районе проживания. Он постоянно занимается общественными делами, решает важные вопросы обустройства и инфраструктуры района, его имя у всех на слуху. Но проходит время, он терпит неудачи и остается у разбитого корыта. И в то время, когда он справедливо указывает вам на свои бывшие заслуги и славу, добытую честным трудом, вы ухмыляетесь и выдаете: "ха, зато у тебя имя смешное!".

Как вы будете выглядеть со стороны? Как дебил. Или... как баран. Так вот, уважаемые "коллеги"! В следующий раз, смеясь над "белыми баранами" и "черными баранами", вспомните, что во времена их владычества никто и не знать не знал о вас. Вспомните о Чухур-Сааде и кара-коюнлинских памятниках архитектуры на территории нынешней Армении, вспомните, что выходцы из Кара-Коюнлу основали в Индии свое государство (султанат Голконда) . Вспомните, что территория Ак-Коюнлу простиралась от Дербента до Ирака, включая в себя практически весь Иран, ваше нынешнее псевдо-государство и восток Анатолии. Можете вспомнить и битвы между воинами Узун Хасана и османскими войсками, когда первые даже наносили иногда туркам поражение. Где же была тогда ваша "воинская слава" и "сопротивление тюркским кочевникам"?

Но признаюсь, я понимаю вас. Наверное, обидно открывать историю родного края и видеть, что никакой "Армении", а тем более, "Лезгистана" с "Курдистаном" не было ни в эпоху Сельджуков, Сефевидов, Афшаридов, Каджар, азербайджанских ханств, ни упомянутых уже Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу. Но если вы все же продолжите свои ребяческие насмешки, то проверьте, есть ли у вас хвост и рога. Ведь если столько веков вы прислуживали "баранам", то... может быть, вы и есть самые настоящие бараны?

7 комментариев:

  1. Очень грамотно все расписано! Полностью поддерживаю!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарен за все , желаю только еще интересные и более обьемные ссылки ! Здоровья и благополучие Вам !!!

    ОтветитьУдалить
  3. Куплю книгу на азербайджанском языке ,написанную азербайджанцем про Азербайджан или азербайджанца до 1918 года. Куплю монеты с надписью Азербайджан, до 1918 года ,куплю документ с надписью нации азербайджанец до 1936 года ОЧЕНЬ ДОРОГО ))))))))))))))))))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Куплю доказательства существования армении на закавказье до 1918 года.Куплю осколки надгробий прогенацидированных армян в османской Турции,куплю свидетельства о рождении армян в Эриванском ханстве !

      Удалить
    2. "картлис цховреба" и "Ираника" тебе в помощь, дурачек.

      Удалить
  4. Бесценнейший труд (каждый азербайджанец должен читать и гордиться):
    ГАСАН ГУЛИЕВ
    АРХЕТИПИЧНЫЕ АЗЕРИ:ЛИКИ МЕНТАЛИТЕТА http://www.kitabxana.net/files/books/file/1341923516.pdf

    ОтветитьУдалить
  5. Поганные гоюнлу лучше бы остались в туране

    ОтветитьУдалить