На Западе Северного Азербайджана, от озера Гёйгёль до реки Акстафы живет особая этнографическая группа азербайджанских тюрков, известных под именем "айрум". Кто такие айрумы и что остальные азери тюрки знают про них?
Отсутствие должного внимания к изучению субэтносов и разных групп азербайджанских тюрков привело к тому, что вокруг айрумов полно мифов. От бытовых ребяческих стереотипов до серьезных исторических. Мы знаем, что айрумы говорят на говоре, практически идентичном говору борчалинцев. Есть устоявшееся убеждение, что айрумы вспыльчивы, порой чрезмерно резки в словах и действиях и т.д. и т.п. Но кто такие айрумы на самом деле?
Касательно происхождения слова "айрум", есть следующие версии: 1) Каракашлы считал, что имя этой группы могло возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-азербайджански — айры, отсюда — айрым).; 2) советский этнограф В.П.Кобычев считал, что "айрум" есть иземенное от "хай-рум" (в армянской огласовке "хай-хором"), связывая это имя с глубокой древностью; 3) Бакиханов считал, что "айрум" образовано от Эль-Рум, поскольку они якобы являются переселенцами из Анатолии (об этом ниже). Есть еще одна версия, но о ней мы поговорим в конце.
Насчет происхождения айрумов в историографии так же есть несколько мнений...
ПОТОМКИ КАВКАЗСКИХ АЛБАН И АРМЯН?
Азербайджанские советские ученые А. Алекперов и К. Каракашлы, следуя моде на автохтонность, выдвинули тезис об исконном происхождении айрумов. Утверждается, что "предки айрумов" — древние албанцы — в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. А оставшаяся часть древних албанцев со временем тюркизировалась и исламизировалась.
Советский ученый Кобычев пишет:
"Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии"
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИЗ АНАТОЛИИ И ИРАНА?
Абас-Кули-Ага Бакиханов в своей работе "Гюлистан-и Ирам" пишет:
"В 806 (1404) г. Теймур опять пришел в Грузию. Мелик Гюргин (Георгий), валий грузинский через посредство приближенного Теймура — ширванского валия эмира Ибрагима поднес ему подарки и, обязавшись платить ему дань, удержался на своем месте. Теймур зимовал в Карабаге. Его сын Миран-шах лишился ума и Теймур отдал вверенные ему земли под управление его сына Умара и повелел царевичам, управлявшим обоими Ираками и Фарсом, повиноваться его власти. Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч семейств, приведенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию.
Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками"
По мнению азербайджанского исследователя М. Г. Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 году нашли убежище в пределах Южного Кавкза.
Таким образом, Бакиханов и Бахарлы считают айрумов тюрками, но переселенцами из Анатолии.
В свою очередь, востоковед В. Ф. Минорский и советский историк И. И. Мещанинов полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII веке.
...ПОТОМКИ ОГУЗСКОГО РОДА ЭЙМУР?
Наконец, последняя и, на наш взгляд, самая логичная версия происхождения айрумов, это утверждение, что айрумы являются продолжением огузского рода Эймур. Это мнение начинает завоевывать своих сторонников как в Азербайжане, так и в Европе.
Род Эймур относился к крылу Учок (Три Стрелы) колена Даг-хан. Смысловое значание рода Эймур (а следуя этой теории, и айрумов) можно перевести как "очень хороший и богатый". Эймурцы были среди Ак-Коюнлу, племенного объединения Зулькадар и туркман Халеба, где они были известны под именем оймака Эймурлу/Имирли. Некоторые терекеменцы из ила Ардахан в Турции и Борчалы тоже происходят из этого рода.
Спрашивается, дорогие советские, русскоязычные и некоторые азербайджанские ученые и исследователи! Как можно додуматься до "хай-рум", "хай-хором", до албанских корней айрумов и делать вид, что вовсе не существовало в истории огузского рода Эймур? Не видеть явную связь между огузами-айрумами и огузами-эймурами равно тому, чтобы отделять Баятлы от рода Баят. Мы убеждены: нынешние айрумы никакие не тюркизированные албанцы и армяне, а одни из прямых потомков огузского рода Эймур. Кстати, еще одними потомками эймурцев некоторые ученые считают карапапахов. Может поэтому говор карапапахов и айрумов почти идентичен друг другу?
Айрумы оставили немало топонимов на карте Азербайджана. По административному делению времён Российской империи основная масса айрумского населения обитала в Елизаветпольском уезде (он делился на шесть магалов, из которых Айрумский магал составляли в основном айрумские селения), в Джеванширском уезде — Айрумы, Саатлы; в Казахском — Боганис-Айрум, Полад-Айрум, Шиник-Айрум; в Джевадском — Саатлы; в Ленкоранском — Ахсахлы; в Нухинском — Чолахлы. В Казахском районе Азербайджана расположена деревня Кушчу Айрум, в Таузском — деревня Молла Айрым, а в Кельбаджарском — Ашагы Айрым. Кроме того, в Армении до сих пор есть город Айрум, несущий в названии память о населявших ее айрумах.
0 коммент.:
Отправить комментарий