27 июля 2013 г.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К БОГАЧАМ-МУСУЛЬМАНАМ



Недавно ученик мусульманин Бакинского коммерческого училища обратился к одному из местных богачей за помощью. Ученик этот, один из наилучших по нравственным качествам и успехам во всем училище; он круглый сирота и настолько беден, что жил в подворье каравансараев. Училище освободило его от платы, снабжает костюмом и учебными предметами, а для жилья нашло ему помещение за полное содержание в 10 р. в месяц. И вот за этими-то 10 р. ученик обратился к богачу; но жестокосердный богач согласился сжалиться над ним только наполовину, и то, вероятно, из уважения к визитной карточке влиятельного лица; таким образом богач сберег 40 р. в год. К сожалению, факт этот не единичное явление, что и заставляет нас обратиться с письмом к богачам-мусульманам.
Вы, господа богачи-мусульмане, очень и очень странны. Понять вас довольно трудно. Кто вы такие, к какой народности, к какой религии вы принадлежите? Татары и мусульмане, ответите вы. (имеется ввиду азери тюрки - прим. Azeri nationalist 1/7) Так покажите же это? Помогите же вашим бедным татарам. Задумывались ли вы когда-нибудь над жизнью? Куда она ведет, чем кончается. У всякого из вас, конечно, умирали родные, друзья, близкие.  Что они уносили с собою? Кусок савана, фунт ваты и несколько досок. Вот весь их материальный скарб, все их личное достояние со всех тех миллионов, которые они копили в жизни. Но с этим жалким скарбом они уносили также и свои души, с которыми они и предстанут перед лицом Всевышнего; украшениями для этих душ в такой момент вместо золота наполненных сундуков, крупных брильянтов, банковых билетов, акций и облигаций будут служить только добрые дела; вы там уже не встретите раболепных людей, низко кланяющихся вам за ваши миллионы, а взор Высшего Судьи испытующий, ищущий в вас отпечатка тех добрых дел, которые вы совершали на земле.
Вы говорите, что вы мусульмане! Так раскройте же любую главу Корана и вы там непременно прочтете, что "наиболее приятная Богу рука - это рука дающего, наиболее приятные глаза - это глаза сострадающие, наиболее приятное сердце - это сердце, чувствующее чужое горе, стремящееся облегчить ее хотя бы словом". "Земные богатства тем и приятны, что дают возможность помогать ближним" говорится в той же нашей Священной книге"; но - продолжает Коран далее - человек, собирающий богатства и оберегающий их жадно, не помогая ими ближнему, похож на дровосека,  который отягощает свое бремя, собирая жадно щепки на костер для собственной же души".
Мы даем! - скажете вы. Но кому и как? Разве это даяние, когда какая-нибудь вологодская гражданка вымогает от вашего сладострастия тысячи на выезд, тысячи на бриллианты, и тысячи на "обеспечение". Разве это даяние, когда неудавшийся сын растрачивает накопленные вами миллионы на шампанское, на актрис, на карты или беспутство? Разве это даяние, когда какой-нибудь бедный студент или злосчастный талаба обращается к вам и не иначе уходит от вас, как со слезами на глазах? Нет, это Божье наказание. Вы стали рабами ваших миллионов; они давят ваши души, ваши чувства; чрез них ваши руки стали короткими, ваши глаза больными, ваше сердце свинцовым; и вы даже забыли, что вы мусульмане.
Разве можно быть мусульманином и в то же время не быть украшенным хотя бы одним из качеств Пророка и имамов. Помните ли их, господа-богачи? Помните ли, как, например, Имам Али нес на собственных плечах для раздачи беднякам, из чувства деликатности ночью, муку, финики? Помните ли сцену, когда этот имам, сев со своею семьею за скромную трапезу из молока, черствого хлеба и нескольких фиников, услышал постукивание в ворота нищего и, не колеблясь, отнес ему трапезу, оставив себя и семью голодными. Али был бедным, скажите вы; - да, он был бедным, хотя он и был халифом великого государства и при желании мог бы быть богаче всех богачей.
Но разве одни только бедняки могут быть истинными мусульманами? Разве у одних бедняков может быть доброе,  отзывчивое сердце? Нет, и богачи могут быть добрыми, способные на благородные порывы. Разве вы не помните примера Хатема? Все зависит от того, как смотреть на богатство. Если смотреть на богатство по-мусульмански, т.е. как на средство творить добро, то и богач может быть отзывчивым,  благородным. Богач, как и все другие люди, должен проникнуться мыслью, что он живет не один. Что он связан тесными духовными и физическими узами с другими людьми, и что солидарность составляет великий факт человеческого бытия. Помните ли, господа богачи, этот стих Саади:

Beni adam aazai ek dikarand
Ki dar aferiniş zi ek joxarand
Qu uzvi bs dard avarad ruzikar
Diqar uzvxara nemanad qarar.
“Люди – что органы одного общего тела;
Бог создал из общей глины;
когда один из органов поражен,
другие страдают не меньше”.
Итак, господа богачи, когда бедный талаба или неимущий студент уходит от вас со слезами, это отразится на вас же; ибо тот же талаба или студент могли бы быть с образованием, хорошими людьми и когда-нибудь напутствовать ваших же детей на добрый путь; но так как ни талаба ни бедняк не находят в вас поддержки, другие перестают быть талаба или студентами, а это увеличивает число бездельников, шалопаев, головорезов, воров, лжесвидетелей и наемных убийц – что, конечно, причиняет вам немало хлопот. Я уже не говорю о том, что вы тоже можете обеднеть, что ваши дети,
свою очередь, могут нуждаться в поддержке. Но помимо всего этого жертва и помощь доставляют такое высшее удовольствие, которого не может давать ни одно физическое удовольствие. Попробуйте, господа богачи, и я вас уверяю, что вы не отстанете; ни в одной кондитерской вы не найдете подобной сладости – ибо это изготовление неба. Ведь недаром тот же Коран говорит: “Кто прокормит хоть одного нищего, поможет сироте, вдове, поможет ищущему науки или познаний – тот дает самому Богу, который будет считать себя в долгу у дающего”. Смягчите ваши сердца, богачи-мусульмане!...

Газета “Каспий”, 1902 г.

0 коммент.:

Отправить комментарий