Одним из великих личностей той эпохи является Карабыйык-оглу. Уроженец местности Текели* близ Антальи, он был настолько ярым приверженцем Шаха Исмаила, что взял себе псевдоним "Шахкулу", с тюркского - "раб Шаха". Позже турки и враги Сефевидов исказили его псевдоним на "Шайтанкулу" ("Раб Шайтана"). Кто играл в компьютерную игру Assassin's Creed: Revelations, наверняка видели его.
Шахкулу и его отец Хасан-халиф, мюрид шейха Хейдара, отца Исмаила I, в течение ряда лет вели аскетический образ жизни, живя в пещерах и проводя время в постоянных молитвах. Своим благочестием они завоевали симпатию местных жителей, и вскоре у Шахкулу было уже множество сторонников. Его правоверная жизнь привлекла к нему много людей. Будучи одновременно и религиозным лидером, и предводителем повстанцев, он лишь ждал подходящего момента для начала анти-османского восстания. И такой момент наступил, когда началась борьба за трон между сыновьями султана Баязида II.
Восстание Шахкулу носило религиозный шиитский характер, но это была и попытка земледельцев и кочевников-скотоводов Малой Азии оказать вооруженное сопротивление усилению феодальной эксплуатации. Повстанцы требовали освобождения от тягостных налогов, ликвидации произвола и насилия чиновников и призывали население к отказу от повиновения османскому султану.
Предыстория восстания Шахкулу такова. Шах Исмаил, будучи шиитом и огузом-туркманом, также симпатизировал туркманским племенам, проживающим на территории Османской империи. Он посылал своих людей в османские земли, чтобы привлечь сторонников. Его действия не ускользнули от внимания османов, но Османская империя была слишком занята предстоящим наступлением периода междуцарствия в течение последних лет правления немощного султана Баязида II. Задумка шаха удалась и Исмаил заручился немалой поддержкой среди османских подданных. Да такой поддержкой, что крупных просефевидских восстаний в Анатолии было сразу несколько.
Имея 10 тысяч сторонников (кызылбашей и рядовых шиитов), Шахкулу двинулся в Кютахью, столицу бейлербейства Анатолии. Интересно, что в его войске было и много сипахов, например, известный сипах Улема Хан. После Кютахьи он начал атаковать небольшие города, убивая местных чиновников. Также он совершил набег на Алашехир с целью захватить часть султанской казны. Только тогда османские войска под командованием бейлербея Антальи по имени Карагёз Ахмед-паша (у Орудж-бека — Каракуш) были посланы остановить Шахкулу, но были разгромлены повстанцами. После этого слава Шахкулу возросла. Тогда к нему присоединились крестьяне, а также некоторые недовольные землевладельцы-тимариоты. К тому времени численность повстанцев достигла уже 20 тысяч.
Вскоре силы повстанцев снова встретились с войском Ахмед-паши недалеко от Кютахьи. В жестокой битве восставшие вновь разгромили войско султана. Сам бейлербей попал в плен и был казнён по приказу Шахкулу у стен крепости Кютахья. Казнь была проведена прямо на глазах у защитников крепости, и этим самым, вероятно, Шахкулу хотел убедить их сдаться, но безуспешно. Его войско опустошило окрестности города и двинулось на Бурсу. А после очередного нападения на караван и убийства высокопоставленного государственного деятеля, Шахкулу стал в глазах своих сторонников непобедимым джангеваром.
К тому времени, восстание охватило обширную территорию от Антальи до побережья Мраморного моря. Повстанцы практически изгнали османов из Малой Азии. 21 апреля 1511 года судья Бурсы написал командиру янычар, что если он и его люди не придут в город в течение двух дней, область погибнет. Проводить кампанию против Шахкулу был назначен великий визирь Хадым Али-паша. Около Кютахьи он соединился с силами старшего из оставшихся в живых сыновей Баязида — принца Ахмета, наместника Амасьи. Отряды повстанцев заняли укрепленные позиции в районе Кызылкая и почти 40 дней отражали натиск султанских войск. Шахкулу был не в состоянии противостоять превосходившим силам врага и был вынужден отступить на восток к Сивасу.
Хотя армия султана могла бы загнать Шахкулу в угол неподалёку от Альтынташа, но принц Ахмет, вместо того, чтобы сражаться, попытался склонить янычар на свою сторону для достижения личных целей. Не добившись успеха, он был вынужден покинуть поле боя. Шахкулу не упустил свой шанс и сбежал.
Визирь с уже немногочисленным войском смог нагнать Шахкулу и его отряды только после форсированного марша через Малую Азию в Сивас. К тому времени, число повстанцев сильно сократилось: примкнувшие к восстанию тимариоты бросили Шахкулу, также он потерял немалое число своих сторонников при отступлении из района Бурсы. Решающая битва состоялась в июле 1511 года у реки Гек-чай между Кайсери и Сивасом: в кровопролитном сражении отряды Шахкулу были разгромлены, а сам он погиб в бою, как и визирь Али-Паша. По-видимому, султанское войско также понесло немалые потери, поскольку янычары отказались от преследования повстанцев.
Повстанцы не были побеждены, однако потеряли своего предводителя. Отряды были рассеяны, а после того, как Османы послали против них третью армию, многие бежали к Сефевидам. По словам Орудж-бека Баята, шах Исмаил не оказал им ожидаемой гостеприимности. Якобы он вообще не содействовал восстанию малоазиатских шиитов-кызылбашей. Орудж-бек говорит, что шах приказал казнить их «вождей», а остальных в качестве слуг раздать местным эмирам. Объясняет он это тем, что среди повстанцев было много крайних шиитов. Но остается открытым вопрос, можно ли доверять самому Орудж-беку Баяту, который был послом Сефевидов у испанского короля, а затем остался у него, принял католицизм и взял имя Дон Жуана Персидского?
Шахкулу был разгромлен. В 1512 году султаном стал Селим I, под правлением которого Османская империя одержала немало эффектных побед и почти вдвое увеличила свою территорию. Селим был убеждённым суннитом и тщательно пресекал шиитские действия в османских землях. В числе деяний султана уничтожение более 40 тысяч шиитов, что вскоре привело к началу новых народных восстаний в Анатолии. И лишь один Бог знает, что бы было, если бы Шахкулу одержал победу...
0 коммент.:
Отправить комментарий