Подобно другим народам, древние тюрки так же верили в существование Ада и Рая.
АД
Ад древние тюрки обозначали словом Тамаг. Другие вариации этого слова: Тамуг, Таму. Туда попадали люди грешные, прожившие жизнь вероломно и в преступлениях. Тамаг связан с образом огня, пламени. Древние тюрки верили, что Тамаг находится под землей, а управляет им Эрлик, который наказывает грешников.
В поверье древних тюрков существовал и Газырган, яма Ада, наполненная огнем, где провинившиеся души искупали свою вину и проходили очищение. По сути, это древний аналог Чистилища в католическом христианстве.
РАЙ
Что касается Рая, то его древние тюрки обозначали словом Учмаг. Есть и вариации Учмак, Учмах. Туда попадали люди праведные, прожившие свою жизнь справедливо и в добрых делах. Тюрки верили, что Учмаг наполнен светом, зелеными полями, долинами, цветущей природой.
Несложно догадаться, что Учмаг происходит от глагола "учмаг", означающее "летать". Связано это с тем, что древние тюрки верили, будто в момент смерти душа покойника покидает тело в образе птицы. Отсюда идут корни у выражения "он ушел, улетев" (uçub getdi), которое часто встречается в различных регионах Азербайджана.
____________________________________________________
Анализируя поверья древних тюрков, Садри Максуди пишет:
"То, что у тюрков уже в доисторические времена было некое существо, которое сотворило мир, доказывает, что они в прошлом достигли высокой ступени религиозного и духовного развития. У тюрков существуют понятия «рай» и «ад». Слова «uçmak» (рай) «tamuğ» (ад) есть во всех тюркских диалектах. У древних тюрков слова, обозначающие высшие нравственные понятия, являются также чисто тюркскими.".
Интересно, что даже после принятия тюрками ислама, Тамуг и Учмаг еще некоторое время использовались, и даже чаще арабских "джаханнам" и "джаннат". Так, эти слова часто встречаются в стихах выдающегося турецкого поэта-суфия Юнуса Эмре. Как пример:
Tutulmadı Yunus canı, keçdi Tamudan, Uçmaqtan
Yola düşüb dosta gedər, ol əslinə uyaxmağa
(Не удержали душу Юнуса, она прошла через Таму и Учмаг,
Она отправится в путь к другу, чтобы уснуть рядом с ним)
Тут, видимо, поэт говорит о Боге. То есть, он пройдет и через Ад, и через Рай, но окажется "рядом" с Всевышним, у Его довольства.
Или вот из Насими:
Uçmaq ilə rizvan mənəm,
Damu ilə niran mənəm.
Как и слово "Тенгри" (Танры), которым у нас стали называть Бога вообще, Тамуг и Учмаг стали обозначением Ада и Рая, без привязки конкретно к поверью древних тюрков.
0 коммент.:
Отправить комментарий