Есть такая теория, по которой горские евреи горские, но никакие не евреи. А кто же они? Сторонники этой теории утверждают, что "горские евреи" на самом деле потомки тюрков-хазар, в этногенезе которых принимали участие и тюрки-огузы. Получается, "горские евреи" на самом деле... азери тюрки-иудеи! Но ведь есть азери тюрки-шииты, есть азери тюрки-сунниты, есть и некоторые новоявленные христиане, агностики, атеисты. Но никто из них не перестает считать себя азери тюрком и не записывается в ряды арабов, персов или русских с американцами. Так отчего же азери тюрки иудейского вероисповедания должны были поменять национальную идентичность и влиться в состав еврейского народа?
Все очень просто. Дело в том, что для евреев иудаизм исторически являлся главной, центральной, как бы "формообразующей" идеологией. Достаточно привести в качестве примера два факта:
Во-первых, принявшие ислам евреи перестают считаться собственно евреями. В иврите "еврей" и "иудей" это одно слово. Кстати, аналогично и в азербайджанском языке-у нас нет понятия "еврей", есть лишь религиозной понятие yahudi, что переводится как "иудей". Dağ yahudiləri буквально переводится как "горские иудеи", а не "горские евреи".
Во-вторых, можно привести в пример тот же Хазарский Каганат. Как мы прекрасно знаем, верхушка тюркского хазарского государства приняла иудаизм и... и после этого в числе правителей Хазарии появляются такие "евреи", как Ханукка, Исаак, Аарон, Менахем, Иосиф и т.д. Даже Киевское письмо, выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева, составлено на иврите. К счастью, последнее слово написано рунами, как предполагают, на хазарском языке. То есть мы видим, что с принятием иудаизма тюрки-хазары (в большей степени именно верхушка) начали терять свою национальную идентичность и со временем из буланов и багатуров превратились в исааков и иосифов, попутно впитывая иврит и теряя тюркскую рунику.
Приведем еще три факта, которые подтверждают данную теорию:
1) Антропология. Антропологически между азери тюрками и горскими евреями (азери тюрками-иудеями?) очень мало различий. Если вы увидите рядом азери тюрка и горского еврея, то не сможете их различить. Например, горские еврей в кипе (традиционный еврейский головной убор-прим. Azeri Bozqurd) визуально выглядит и воспринимается со стороны как азери тюрок в кипе. То есть, различий в антропологии минимум.
2) Культура. Да, у горских евреев есть общееврейские традиции, праздники. Но у них есть и тюрко-азербайджанская доля в культуре: это можно проследить в кухне, музыке, танцах, национальной одежде и даже (!) в традиции прыгать через костер в праздник Новруз (Эргенекон).
2) Менталитет. Горские евреи отличаются от остальных евреев своим "взрывным", "боевым" характером. И в этом они опять же похожи на азери тюрков.
3) Вопрос крови. Звучит довольно расистки, но тут нет ничего подобного. Дело в том, что среди тех кто считает себя горским евреем, довольного много тюрков по отцу. Но поскольку у евреев национальная идентичность считается по матери, то они считают себя евреями. Однако у нас-то все наоборот! Следовательно, хотя бы эту категорию горских евреев мы со 100% уверенностью можем назвать и азери тюрками.
____________________________________________________
Подводя итог этой короткой заметки отмечу две принципиально важные детали:
1. Эта заметка (скорее размышление, не претендующее на глубокий научный подход) рассказывает лишь о ТЕОРИИ. Не надо воспринимать эту теорию как утверждение. Теория на то и теория, что является одним из возможных вариантов объяснения чего-либо, а не истиной в последней инстанции.
2. В независимости от того, являются ли горские евреи (иудеи) тюрками или нет, они: a) азербайджанцы, т.е. граждане Азербайджана; b) национальное меньшинство в нашем государстве, за которое мы несем ответственность; c) горские евреи неоднократно доказывали свою преданность Азербайджану, как во времена геноцида 1918 года, во времена АДР, так и во времена Второй Мировой Войны или Карабахской войны.
Alp-Oguz
Все очень просто. Дело в том, что для евреев иудаизм исторически являлся главной, центральной, как бы "формообразующей" идеологией. Достаточно привести в качестве примера два факта:
Во-первых, принявшие ислам евреи перестают считаться собственно евреями. В иврите "еврей" и "иудей" это одно слово. Кстати, аналогично и в азербайджанском языке-у нас нет понятия "еврей", есть лишь религиозной понятие yahudi, что переводится как "иудей". Dağ yahudiləri буквально переводится как "горские иудеи", а не "горские евреи".
Во-вторых, можно привести в пример тот же Хазарский Каганат. Как мы прекрасно знаем, верхушка тюркского хазарского государства приняла иудаизм и... и после этого в числе правителей Хазарии появляются такие "евреи", как Ханукка, Исаак, Аарон, Менахем, Иосиф и т.д. Даже Киевское письмо, выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева, составлено на иврите. К счастью, последнее слово написано рунами, как предполагают, на хазарском языке. То есть мы видим, что с принятием иудаизма тюрки-хазары (в большей степени именно верхушка) начали терять свою национальную идентичность и со временем из буланов и багатуров превратились в исааков и иосифов, попутно впитывая иврит и теряя тюркскую рунику.
Приведем еще три факта, которые подтверждают данную теорию:
1) Антропология. Антропологически между азери тюрками и горскими евреями (азери тюрками-иудеями?) очень мало различий. Если вы увидите рядом азери тюрка и горского еврея, то не сможете их различить. Например, горские еврей в кипе (традиционный еврейский головной убор-прим. Azeri Bozqurd) визуально выглядит и воспринимается со стороны как азери тюрок в кипе. То есть, различий в антропологии минимум.
2) Культура. Да, у горских евреев есть общееврейские традиции, праздники. Но у них есть и тюрко-азербайджанская доля в культуре: это можно проследить в кухне, музыке, танцах, национальной одежде и даже (!) в традиции прыгать через костер в праздник Новруз (Эргенекон).
2) Менталитет. Горские евреи отличаются от остальных евреев своим "взрывным", "боевым" характером. И в этом они опять же похожи на азери тюрков.
3) Вопрос крови. Звучит довольно расистки, но тут нет ничего подобного. Дело в том, что среди тех кто считает себя горским евреем, довольного много тюрков по отцу. Но поскольку у евреев национальная идентичность считается по матери, то они считают себя евреями. Однако у нас-то все наоборот! Следовательно, хотя бы эту категорию горских евреев мы со 100% уверенностью можем назвать и азери тюрками.
____________________________________________________
Подводя итог этой короткой заметки отмечу две принципиально важные детали:
1. Эта заметка (скорее размышление, не претендующее на глубокий научный подход) рассказывает лишь о ТЕОРИИ. Не надо воспринимать эту теорию как утверждение. Теория на то и теория, что является одним из возможных вариантов объяснения чего-либо, а не истиной в последней инстанции.
2. В независимости от того, являются ли горские евреи (иудеи) тюрками или нет, они: a) азербайджанцы, т.е. граждане Азербайджана; b) национальное меньшинство в нашем государстве, за которое мы несем ответственность; c) горские евреи неоднократно доказывали свою преданность Азербайджану, как во времена геноцида 1918 года, во времена АДР, так и во времена Второй Мировой Войны или Карабахской войны.
Alp-Oguz
спасибо интересно
ОтветитьУдалить