26 июня 2013 г.

«Историческая призма»: Так начиналась азербайджанская армия


После октябрьского переворота на территории Южного Кавказа впервые были созданы независимые органы власти. Первой независимой госструктурой на Южном Кавказе стал Закавказский комиссариат, который был создан из представителей партии азербайджанской партии Мусават, армянской партии Дашнакцутюн и грузинских меньшевиков. В этом правительстве доминировали дашнаки и меньшевики. Мусаватисты занимали в нем лишь второстепенные должности.
11 декабря 1917 года Закавказский комиссариат принял решение о создании национальных корпусов. Согласно планам Заккомиссариата национальные корпуса должны были заменить части Кавказской армии. Предполагалось создание четырех национальных корпусов - русского, мусульманского (азербайджанского), грузинского и армянского. Вскоре Заккомиссариату пришлось отказаться от идеи создания Русского корпуса, так как русские солдаты не хотели служить в армии Южного Кавказа.
Командиром Мусульманского корпуса был назначен генерал Шихлинский.

Создание Мусульманского национального корпуса столкнулось с большими трудностями.
Самая большая трудность состояла в отсутствии достаточного количества военных кадров среди азербайджанцев. Ведь согласно законам российской империи, мусульманское население Кавказа и Средней Азии было освобождено от несения воинской службы. Среди мусульман России военнообязанными являлись лишь поволжские татары. Остальные представители мусульманских народов служили в армии лишь на добровольных началах.
С началом Первой мировой войны приток мусульман–добровольцев в армию резко увеличился. Командование Российской армии принимает решение о создании Кавказской конной туземной дивизии, которая вошла в историю под названием Дикой дивизии. Эта дивизия состояла из шести - татарского (азербайджанского), черкесского, чеченского, ингушского, дагестанского и кабардинского - полков.
После Февральской революции полки этой дивизии были передислоцированы по национальным территориям. Татарская дивизия была направлена в Азербайджан. Татарский полк, состоящий из четырехсот сабель, был включен в состав Мусульманского корпуса. Офицеры корпуса, в основном русские, рассматривали свои должности как источники дохода.

Как писали очевидцы, солдаты азербайджанского корпуса испытывали большие затруднения с продовольствием. Оставшиеся после ухода русской армии склады были полностью разворованы. Поэтому большинство солдат азербайджанского корпуса ходили в обносках. Оружие корпуса разворовывалось офицерами, которые потом продавали его в Иран.
В отличие от азербайджанцев, армяне и грузины не были освобождены от воинской службы. И поэтому создание армянского и грузинского корпусов не сталкивалось с проблемой отсутствия военных кадров. За короткое время были созданы вполне боеспособные армянские и грузинские воинские корпуса. Их созданию способствовало и то, что ключевые должности в Закавказском комиссариате занимали представители этих наций. Азербайджанцы занимали в нем лишь второстепенные должности.
Генерал Шихлинский пытался решить проблему отсутствия военных кадров. По его приказу в феврале 1918 года в Баку была создана школа мусульманских прапорщиков. Эта школа просуществовала вплоть до марта 1918 года и прекратила свое существование после мартовских событий.
В феврале 1918 года Закавказский комиссариат уступил власть Закавказскому Сейму, который состоял из азербайджанской, армянской и грузинской фракций. Было сформировано новое правительство, ответственное перед Сеймом. В новом правительстве все ключевые должности вновь были сосредоточены в руках армянских дашнаков и грузинских меньшевиков.
К марту 1918 года генералу Шихлинскому удалось укомплектовать лишь две роты. После мартовской резни 1918 года эти две роты, и Татарский полк стали единственной силой, способной противостоять дашнакско–большевистскому Бакинскому Совету. Шихлинский просил у Закавказского Сейма помощи в борьбе с большевиками и дашнаками. Однако, благодаря стараниям армянской фракции, руководство Сейма отказало Шихлинскому в помощи. Поэтому азербайджанскому корпусу пришлось полагаться лишь на собственные силы.
К середине апреля части азербайджанского корпуса под командованием полковника Магалова отправилась из Гянджи для освобождения Баку. Это войско дошло лишь до пригорода Баку - Хырдалана, где было разгромлено объединенными силами большевиков и дашнаков.
Было ясно, что освобождение Азербайджана силами лишь национального корпуса является невозможным.
26 мая грузинская фракция Закавказского Сейма провозгласила независимость Грузии. Вскоре примеру грузин последовали армянская и азербайджанская фракции.
28 мая азербайджанская фракция Закавказского Сейма во главе с Мамедом Эмином Расулзаде объявила о создании независимой Азербайджанской Демократической Республики. Было создано правительство во главе с бывшим депутатом Закавказского Сейма Фаталиханом Хойским. Новое правительство заключило с Турцией военное соглашение, в соответствии с которым, Османская империя брала обязательства по оказанию военной поддержки Азербайджанской Республике. В Гянджу прибыли турецкие военные советники во главе с Нури пашой. По словам очевидцев, въезд в город паши произвел большое впечатление на гянджинцев. В городе царило всеобщее ликование. Правительство поручило Нури паше командование всеми вооруженными силами республики.
Нури начал с того, что изгнал русских офицеров, служивших в Азербайджанском национальном корпусе. Их заменили турецкие советники. В отличие от русских офицеров, турецкие советники не рассматривали свои должности в качестве доходного места. Помещиков, которые предоставляли армии некачественные продукты, турецкие солдаты высекли в присутствии их родных. После этого проблема с продовольствием была решена. Но Нури паше так и не удалось решить проблему с укомплектованием азербайджанского корпуса.
Предпринятая им попытка проведения военного призыва не увенчалась успехом. Вместо двадцати пяти тысяч призывников на службу явились 38 человек. После этого Нури паша обратился к своему брату, военному министру Османской империи Энверу и попросил прислать ему в помощь две турецкие дивизии. Через две недели в Гянджу прибыли две турецкие дивизии. Их прибытие полностью изменило ситуацию в городе. Сотни азербайджанцев стали записываться добровольцами в армию. Командование Азербайджанского корпуса еле справлялось с притоком добровольцев. Не хватало профессиональных офицеров. Генералу Шихлинскому приходилось назначать на офицерские должности солдат, которые отличились в боях с советами. Но этого оказалось недостаточно.
Нури паша создал в Гяндже школу для прапорщиков. Преподавание в школе проводилось турецкими офицерами. Была также организована школа для фельдфебелей. Численность солдат Мусульманского корпуса выросла до пяти тысяч.После этого Нури паша объединил Мусульманский корпус и турецкие дивизии в единую воинскую силу, которая получила название Кавказской исламской армии. Обучение и вооружение этой армии проводились по турецкому образцу. Тем временем вдохновленное победой над частями азербайджанского корпуса в Хырдалане руководство Бакинского Совета в июне 1918 года решило взять под свой контроль всю территорию Азербайджана. 16 июля 1918 года части Бакинского Совета предприняли наступление на селение Мусусли, которое находилось по пути к Гяндже. Гарнизон села составляли около двухсот азербайджанских солдат. Эти солдаты не сбежали, оставив свои позиции. Они стойко оборонялись. Им удалось продержаться до подхода восемнадцатого турецкого полка. Советам пришлось отступить.
После сражения около села Мусусли произошел перелом в ходе войны. Теперь советам приходилось все больше думать об обороне своих позиций.

Вслед за сражением около села Мусусли последовали победы около села Карамарьям. Обученные турецкими советниками, вооруженные немецким оружием бывшие крестьяне проявляли чудеса смелости. Советам вновь пришлось отступить. 15 августа Кавказской исламской армии удалось освободить Шемаху.
Бакинский Совет обратился за помощью к Великобритании. Эта просьба была услышана. В Баку вошли английские войска под командованием генерала Денстервиля. Теперь азербайджанскому национальному корпусу и частям турецкой армии противостояла одна из лучших в мире армий.
Но приход английских войск не изменил ситуацию на фронте. В сентябре 1918 года азербайджано-турецким войскам удалось вплотную подойти к Баку. Англичане в спешке покинули город. Вместе с ними бежали и дашнакские лидеры. 15 сентября в город вошли части мусульманского корпуса. Через три дня в Баку прибыл и Нури паша со своим штабом. Его встречали как национального героя.

0 коммент.:

Отправить комментарий