Личность Хаджи Давуда Мюшкюрского активно используется лезгинскими сепаратистскими движениями в качестве "борца за Лезгистан". Дошло до того, что многочисленные агитматериалы показывают Хаджи Давуда как лидера национально-освободительного движения лезгин против "коварных цIапов" в лице Сефевидов. Оно-то и понятно-если не было крупного движения лезгин за "Лезгистан", то его надо придумать. Ведь любая идеология нуждается в неком мифе. Перед тем, как привести свои доводы, предоставим немного "сухой информации" о Хаджи Давуде.
Хаджи Давуд Мюшкюрский (Hacı Davud Müşkürlü) - правитель Ширвана в период Османского владычества (1724-1734) и предводитель крупного суннитского восстания в Ширване.
Получив поддержку вооруженного населения села, Мюшкюрский в союзе с правителем Газыкумука Сурхай ханом завоевал город Шабран и крепость Худат. В дальнейшем они, в союзе с султаном Али, заняли Шемаху, в которой были перебиты русские торговцы. Следующим шагом восставших было продвижение на восток вплоть до самого Баку, который они, впрочем, не смогли занять несмотря на долгую осаду.
Сразу после шемахинских событий Гаджи Давуд вместе с союзниками поспешил заручиться помощью Османского государства, отправив через крымского хана письмо самому османскому султану. В данном письме была просьба об отправке в Шемаху османских войск для защиты города.
Ставший фактическим правителем полунезависимого Ширванского ханства Гаджи Давуд быстро потерял поддержку Сурхай хана, который не признал его власть.
Османское правительство видело в восставших суннитах буфер между православными русскими и шиитами-кызылбашами. Именно поэтому им была обещана "защита, равноценная той, что имеет крымский хан".
На фоне всех этих событий происходили внутренние проблемы в Сефевидском государстве (афганский эмир Махмуд держал шаха Гусейна в осаде в Исфахане), а с севера на Азербайджан надвигались русские, которые быстро заняли Дербент и северную часть современного Азербайджана (в том числе и село Мюшкюр).
Между тем русские, в войске которых было большое число калмыков (около 40 000 человек) продвинулись вплоть до Сальяна и построили там небольшое укрепление. В это время сильный и влиятельный Сурхай хан Газыкумукский, оскорбленный тем, что правителем Ширвана был назначен Гаджи Давуд, тоже обратился к османскому правительству и получил фирман, по которому был назначен правителем Ширвана с титулом хана. По этой причине Давуд-бек был отозван в Турцию, где впоследствии и умер.
А теперь перейдем к нашим доводам, доказывающим именно религиозный характер восстания Хаджи Давуда. Для начала, вот более ранние сведения о степени межрелигиозной вражды в Ширване в предшествующие Хаджи Давуду года:
Продолжавшаяся более столетия (1514—1639) борьба между Османской и Сефевидской империями протекала под идеологической оболочкой религиозной борьбы между суннитами и шиитами. Так, османский хронист Ибрахим Рахимизаде описывает как с приходом в 1578 году османских войск в Ширван местные сунниты расправлялись с кызылбашами-шиитами:
«Каждый мусульманин (т.е. суннит — прим.), каждый верующий, будь-то взрослый или юный, занялись розыском сорхсаров. Если это было необходимо, то они сами же отрубали головы попадавшихся им в руки [кызылбашей], разоблачали мятежников. Ширванские сунниты ежедневно со свирепостью тигров обыскивали окрестности, и если случалось им схватить какого-либо безбожника, то с возгласами «Аллах – Аллах» они приводили его на площадь и с чувством удовлетворения предавали его казни».
То есть, мы видим, что в те времена в регионе остро стоял вопрос религиозной принадлежности. Иначе связанные кровно и культурно Османы и Сефевиды были бы ближайшими союзниками. Напомним, долгие годы именно Ширван был "лакомым кусочком" как для Османов, так и для Сефевидов. В регионе шла активная пропаганда как Ахли-Сунна-Валь-Джамаа, так и Шиа-Иснаашария. Глупо думать, что во времена острых религиозных распрей, некий Давуд из Мюшкюра поднимает в Ширване восстание ни много ни мало... за Лезгистан! Но перейдем к прямым доводам, доказывающим именно антишиитский характер восстания Хаджи Давуда:
Один из офицеров петровской армии, побывавший в 1720-х гг. в прибрежных частях Ширвана, сообщал:
«Сии оба (Дауд-бек и Сурхай-хан — прим.) объявили публично, что они от бога возбуждены, правоверных мусульманов и суннов от еретического персианского ига, в котором они поныне страдали, избавить и еретичество искоренить; и дабы все правоверные люди, присоединясь к ним, сделались вольными»
Посланному в Низовую русскому курьеру Димитрию Петричису Хаджи Дауд заявил, что ведёт войну «не для властолюбия и богатства и не для чего иного, кроме того, чтоб освободить сунинцов от казылбаш» (т.е. суннитов от шиитов)
Таким образом, мы легко удостоверились в том, что Хаджи Давуд не боролся ни за какой "Лезгистан" (которого никогда и не существовало ранее). Хаджи Давуд, как и многие другие предводители восстаний того времени, поднял именно религиозное движение суннитов против шиитского ига. Правильно ли он поступил-другой вопрос. Но в качестве вывода приведем этот отрывок:
«Само ширванское восстание завершилось само собой после русских завоеваний. Сунниты, восставшие против шиитов, в итоге оказались под властью христиан...»
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить