17 сентября 2015 г.

ЧТО ТАКОЕ ТЮРКИЗМ ТЫ, БРАТ, У МЕНЯ СПРОСИ



Недавно некие товарищи дали довольно сжатую и примитивную оценку тюркизма, скажем так, азербайджанского розлива, чем вызвали немало шума среди нас и немало радости у врагов. По нашему скромному мнению, тюркизм в Азербайджане долго ждал своего анализа и это не совсем то, чего он ожидал. Мы попытаемся сами дать анализ тюркизму в Азербайджане и Турции, попутно объяснив монументальные основы тюркизма в наших странах, перечислив основные партии и движения, а также наконец дать пояснение, почему множество раз турецкие и азербайджанские тюркисты сталкиваются с холодным ответом со стороны тюркистов из Средней Азии, Поволжья, Урала, Сибири и т.д. 

Тюркизм получил свое начало не в Турции, как часто ошибаются российские исследователи среднего пошиба. Мысль тюркизма зародилась среди тюркских интеллигентов в Российской империи. Али-бек Гусейнзаде, Ахмед Агаев, Исмаил-бек Гаспыралы, Юсуф Акчура - вот одни из самых ранних идеологов тюркизма. Тюркизм был неким ответом на панславизм и нес в себе идею консолидации тюркских народов. Изначально идеология была не радикальная и кое-где предусматривала чисто культурное единство, даже в составе России. Позднее зарождается громадная турецкая школа тюркизма - Зия Гекальп, Нихаль Атсыз, Алпарслан Тюркеш, Махмут Эсат Бозкурт, Неждет Санчар, Энвер Паша и младотурки. Надо упомянуть, что своим учителем Гекальп называл азербайджанского тюрка Гусейнзаде. 

Зародившись в среде тюрков РИ, в итоге тюркизм получил развитие в двух странах - в Турции и Азербайджане. Развитию тюркизма в Турции ничего не мешало. Даже репрессии Ататюрка против тюркистов и туранистов носили поверхностный характер. Как видно из речей и мыслей Мустафы Кемаля, сам он относился к тюркизму комплиментарно, возлагая в будущем надежды на освобождение тюркских народов от ига русских. Развитию тюркизма в Азербайджане мешала оккупация страны большевиками, но тюркистская мысль и не думала гаснуть в среде азербайджанской эмиграции. 

Абдуррахман Фаталибейли, командир Азербайджанского легиона Вермахта, говорил так: "Каждое тюркское государство, неважно насколько малое, должно иметь независимость. Мы хотим независимое азербайджанское государство, мы хотим, чтобы Крым и Туркестан тоже получили независимость. Мы против тюркской империи, объединенного тюркского государства"

Эти слова могут являться наглядным примером тюркизма в Азербайджане. Такой же позиции придерживался Мамед Эмин Расулзаде. Расулзаде был одним из сильнейших радетелей азербайджанской государственности, но он и не думал прекращать связи с тюркистами Турции, Туркестана, Поволжья, Урала и Крыма. Целью азербайджанских тюркистов того времени было добыть независимость всем порабощенным тюркам, чтобы в дальнем устанавливать друг с другом теснейшие связи и во взаимодействии догонять прогрессивный мир. 

Что касается других тюркских стран и регионов, то увы, очень скоро тюркизм там практически прекратил дышать. Руками Москвы Туркестан был поделен на Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и Кыргызстан; а в Поволжье и на Урале появились Татарстан, Башкортостан и Чувашия. При этом не учитывалось смешанное население городов, границы делились так, как хотел Кремль. Этим русские заложили пороховую бочку, создав претенденты для не утихающих сегодня споров по дележке границ республик, самоидентификации населения и т.д. 

Тюркизм среди татарской интеллигенции был представлен Гаязом Исхаки, Садри Максуди, Юсуфом Акчурой и рядом других деятелей. Наиболее крупным и известным башкирским тюркистом был Заки Валиди, который, кстати, был против разделения единого языка региона на отдельные башкирский и татарский языки. Одним из продуктов мысли тюркистов региона был проект Идель-Урала - единого государства татар и башкир. Гаяз Исхаки посвятил целую книгу этой идее (см. Гаяз Исхаки, "Идель-Урал"). К сожалению, тюркизм в Поволжье и на Урале столкнулся с хитрой политикой большевиков, которая рождала искусственные споры между татарами и башкирами. Эти споры и сегодня не дают тюркистам из обеих республик наладить сотрудничество и действовать совместно. Поэтому, вне всякого сомнения, тюркизм в данном регионе находится на крайне низком уровне. 

В Средней Азии главной вотчиной тюркизма был Казахстан. Идеологию тюркизма разделяли еще основатели Алаш-Орды и Мустафа Шокай. Тюркисты были и среди узбекской интеллигенции, их было мало среди кыргызов и, по-видимому, тюркистов не было вообще среди туркмен. Сегодня ситуация точь-в-точь как раньше: среди казахов уже множество тюркистов, которые кое-где даже создают свои кружки, движения и проявляют свою инициативу по многим вопросам, тюркисты есть среди узбекской оппозиции и среди кыргызов, но как и прежде, тюркизм вовсе не знаком Туркменистану. Вы вряд ли сможете найти хоть одно политическое тюркистское движение в Туркменистане или хотя бы одного-единственного туркменского идеолога тюркизма уровня Али-бека Гусейнзаде, Зия Гекальпа, Гаяза Исхаки или Мустафы Шокая. Их не мало, их просто-напросто нет. 

Но вернемся в Азербайджан и Турцию. У нас тюркизм добился трех главных вещей:

1. Тюркизм получил признание как политическая идеология, став краеугольным камнем турецкой и азербайджанской государственности. Как раз благодаря тюркизму бывшая Османская империя зовется ныне Турцией (Türkiye - Тюркия, "страна тюрков"), а бывшие османы - турками (türkler - "тюрки). Благодаря тюркизму одна из полос на флаге Азербайджане синего (точнее, голубого) цвета, что трактуется как тюркизм и тюркская идентичность азербайджанских тюрков. В Турции существует целая сеть тюркистских партий, организаций и движений: MHP (Milliyetçi Hareket Partisi), BBP (Böyük Birlik Partisi), Genç Atsızlar, MTP (Milliyetçi Türkiye Partisi) и т.д. Тюркизм в Турции настолько силен, что существуют отдельные кружки бозкуртов ("Серые волки", изначально военизированное молодежное крыло MHP) чуть ли не в каждом университете и в каждом городе страны, есть даже организации асен (девушек-тюркисток). 

В Азербайджане же сложилась ситуация, когда по сути любой националист - хотя бы немного тюркист. В Азербайджане нет отдельного явления национализма, он всегда идет в дополнении с тюркизмом. Из азербайджанских тюркистских партий и движений - Müsavat, AXCP (Azərbaycan Xalq Cəbhəsi Partiyası), KXCP (Klassik Xalq Cəbhəsi Partiyası), MDİP (Milli Demokrat İdrak Partiyası). Сегодня среди молодежи особенной популярностью пользуется MGT (Millətçi Gənclər Təşkilatı). Идеи тюркизм разделяют и партии Южного Азербайджана - GAMOH (Güney Azərbaycan Milli Oyanış Hərəkatı), CAMAH (Cənubi Azərbaycan Milli Azadlıq Hərəkatı), GAİP (Güney Azərbaycan İstiqlal Partiyası) и т.д. 

2. Тюркизм отдал кровавые жертвы в борьбе с политическими оппонентами и врагами извне. В Турции тюркисты отдали шахидами десятки людей в борьбе с левыми. Тюркисты были и остаются заклятыми врагами курдских боевиков, поэтому они часто становятся объектами их нападений. В Азербайджане были батальоны бозгурдов в Карабахе, кровью завоевавшие уважение и добрую память о себе. Именно из правой среды тюркистов и националистов выходили почти все главные идеологи восстановления азербайджанской государственности в конце 80-хх - начале 90-хх гг. Из самых видных - Абульфаз Эльчибей, Халил Рза Улутюрк, Худу Мамедов, Бахтияр Вагабзаде.

3. Тюркизм получил все признаки и особенности субкультуры. В Азербайджане и Турции есть тюркистский рок (Yabgu, Yaşru), тюркистский рэп (Alpagut, Okaber, Kabus, Xpert, Toratan, Pranga) и тюркистская музыка других жанров (Ozan Arif, Araz Elsəs, Yanar Sönməz, Ozan Hüccət, Şəmistan Əlizamanlı, Ahmet Şafak, Atilla Yılmaz), тюркистская поэзия и литература (Ахмед Джавад, Алмас Илдырым, Эмин Абид Гюль-Текин, Сабир Рустамханлы, Бахтияр Вагабзаде). Недавно в Турции была создана первая в мире тюркистская байк-группа Barbarians ("Варвары") с тюркскими рунами в названии. 

Сколько бы Гекальп не говорил, что тюркизм - движение культурное, а не политическое, тюркизм все равно обрел в Турции и Азербайджане строгие политические черты. И основным из постулатов тюркизма у нас является поддержка тюрка тюрком. Если крымский тюрк противостоит русскому, значит против русских должны противостоять и остальные тюрки. Если уйгур враждует с китайцем, то с китайцами должны враждовать все тюрки - такова позиция тюркистов в Турции и Азербайджане. Поэтому турецкие и азербайджанские бозкурты часто приходят в недоумение, когда какой-нибудь сибирский тюркист призывает к миру, когда заходит речь о Карабахском конфликте или занимает сторону курдов в турецко-курдском вопросе. Еще бывает, что азери тюрк ратует за свободу казахского Баян-Улгия и Туркмен-Сахры, но некоторые братья-тюрки создание Единого Азербайджана именуют "азербайджанским империализмом". Уровень тюркизма-то разный...

Другой отличительной чертой тюркистов Турции и Азербайджане является активная агитация идей тюркизма повсюду. Достаточно сказать, что вконтакте тюркистская тема началась как раз из-за пропаганды азербайджанских тюркистов. Ими (то есть нами) же в свое время были созданы группы для каждого тюркского народа ради широкой пропаганды идеологии тюркизма. Такая же ситуация в фейсбуке, инстаграмме и других сетях и интернет-ресурсах.

Будучи окружены враждебными греками, курдами, армянами и давним врагом Россией, турки не могут быть умеренными тюркистами. Будучи окружены армянами, персами и всегдашним врагом в лице России, азербайджанские тюрки не могут быть тюркистами лишь в плане культуры. Многие говорят, что тюркизм турков и азери тюрков "агрессивный", что мы вечно хотим крови, войн, мести, призываем к насилию, бунту, и что же это нам всем мирно-то не живется... 

У таких ребят хочется спросить: дорогой тюрк, дорогой брат, а ЧТО ты знаешь про тюркизм? Если для тебя тюркизм - это дружить с тюрками, улыбаться им, вести долгие беседы про родство, а потом в конфликте тюрка с не тюрком поддержать второго, какой же ты тюркист? Это ли есть тюркизм? Нет, если же хочешь узнать что такое тюркизм - ты, это, дорогой брат, у меня спроси. Я расскажу тебе и про бозгурд, и про Эльчибея, Тюркеша, Атсыза, про 3 мая, дело туранистов, "Основы тюркизма"... 

Ибо кому, как ни нам, тюркам Азербайджана и Анатолии, знать что это такое - тюркизм?..

0 коммент.:

Отправить комментарий