Азербайджан светская страна, но и сегодня в народе распространены глупые убеждения, связанные с сейидами (этим словом в исламе называют потомков Мухаммеда). Особенно распространены они в шиитских регионах страны, т.к. в шиизме к сейидам проявляется особое почтение (даже одна доля закята идет им, если говорить по шариату).
Уверен, что каждый из нас знает кучу примеров, когда любое осуждение человека пытались предотвратить лишь тем фактом, что он сейид. Иногда это доходит до абсурда: человек не только явный грешник по исламу (употребляет спиртные напитки, прелюбодействует и т.д.), но еще и обладает скверным характером, лживостью, двуличием, но его не осмелятся осудить, ведь cəddinə qurban olum («да стану я жертвой его предку»).
Мне лично известны десятки случаев, когда человека уважали лишь из-за самого факта «сейидства». Поступать так - значит плевать на понятие равноправия в социуме. Сам факт почитания невежественными людьми потомков Мухаммеда, наделение их каким-то особым саном или даже «даром от Всевышнего» (к слову, мои знакомые частенько делают жертвоприношение на могиле одного такого местечкового сейида) породил явление, когда тюрки пытаются всяческими способами выдать себя за потомков основателя исламской религии. И это в наше время. Теперь подумайте о том, насколько велик был этот маразм в отдаленные от нас времена.
Свою позицию в отношении сейидов Мирза Фатали Ахундов выражает на примере Каджарского Ирана, в труде «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего»:
«На каждом шагу попадается мнимый потомок пророка с синею чалмою на голове, который, задерживая идущего на дороге, говорит: за дровами в лес я не пойду, возить воду из реки не буду, пахать землю не стану, жать пшеницу не умею, даром кормлюсь и праздно повсюду шатаюсь, ибо я потомок тех предков, которые довели тебя до настоящего униженного положения.
Плати подать падишаху ежегодно, по окончании месяца голодания (поста), подавай бедным обязательную милостыню (фитре), отделяй в пользу духовенства известную часть земных произведений (закят), купи баранов и ежегодно в праздник жертвоприношения приноси их в жертву, возьми сто или двести туманов и иди в Аравию для поклонения храму Мекки, а по дороге на взятые деньги корми голодных арабов и, наконец, по предписанию Аль-Корана отдай мне пятую часть барыша, приобретенного тобою в поте лица от торговли, земледелия или от какого-либо труда или предприятия!»
0 коммент.:
Отправить комментарий