Азербайджанское общество, особенно, старшее поколение, живет многочисленными мифами. Одним из таких мифов, который давно укоренился в головах людей, является утверждение, что наши предки якобы поклонялись огню.
Начнем с того, что эти люди очень примитивно понимают смысла т.н. "огнепоклонничества". Зороастризм - это целая система верований, это своеобразная вечная борьба между Добром и Злом, между Ахура-Маздой и Ангра-Манью. А огонь в зороастризме является не объектом поклонения, а лишь средством очищения. Подобно дуа или тауба в исламе. Представление же зороастризма как банального поклонения огню слишком упрощает суть и философию этого учения. Это первое.
Во-вторых, как "тенгрианство" религия алтайская (тюркская), а "родноверие" - славянская, зороастризм - религия суть иранская.
Скажем, иранские национальные цвета (зеленый, белый и красный), присутствующие на флагах Ирана, Таджикистана и автономного Иракского Курдистана, идут как раз из зороастризма. Авеста, сборник священных преданий зороастрийцев, написана на иранском языке (т.н. "авестийский" язык). Топонимы, указанные в Авесте, народы и многое другое - все это иранское.
Отсюда можно сделать следующий вывод: человек, считающий своих предков зороастрийцами, либо просто-навсего не осведомлен в сути вопроса, либо же является убежденным сторонником теории иранского (а значит, нетюркского) происхождения азербайджанских тюрок.
Хорошо - скажете Вы, но тогда почему в Азербайджане столько памятников зороастризма, нашу Родину зовут "Страной огней", да и в традиции народа так много всего связано с огнем?
Ответ гораздо проще, чем Вы думаете.
Что касается первого, то до прихода тюрок в Азербайджане жило много иранских племен. Позже все они растворились в ордах тюркских завоевателей. Вот они-то как раз и были зороастрийцами. И в храме Атешгях в Сураханах совершали ритуалы не тюрки, не огузы, а иранцы.
Что касается "Страны огней", то помимо распространения зороастризма раньше, в Азербайджане есть места, откуда прямо из земли выходит огонь (например, Янар-даг). Так что здесь все логично.
А особое почтение к огню в культуре народа объясняется:
а) ВЛИЯНИЕМ зороастризма (влияние еще не означает убежденное исповедование предками этой религии) и б) почтением к огню в мировоззрении наших предков-огузов (т.н. "тенгрианство" - танрычылыг).
Я уверен, что многие наши подписчики не знают про Од-Ана (Мать-Очаг; Мать-Огонь), которая являлась хранительницей очага у тюрок. Ее считали хозяйкой трехногого очага, который является священным местом в жилище. К ней обращали многочисленные благопожелания с просьбой о защите жилища, детей, домашнего скота, покровительницей которых она считалась. В качестве жертвы ей кропили огонь молоком и чаем.
Наши предки не поклонялись огню, они поклонялись Творцу. Как пишет византийский историк Феофилакт Симокатта:
«Тюрки превыше всего чтут огонь, почитают воздух и воду, поют гимны земле, но поклоняются же Единственному тому, кто создал небо и землю, и называют его богом».
Или византийский писатель Михаил Асори:
«Они (тюрки) нравами ласковы и умеренны в чувственных наслаждениях; поклоняются одному Богу, которого называют Гёг-Тангри, что означает Голубой Бог (точнее, Небесный Бог - прим. Azeri nationalist 1/7), так как небо считается у них Богом»
И напоследок, арабский путешественник Ибн Фадлан:
«А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову, к небу и говорит: “Бир Тенгри”, а это по-тюркски “[клянусь] богом единым”, так как “бир” по-тюркски “один”, а “Тенгри” на языке тюрок - “бог”»
Ну а если кто-то все еще продолжает считать своих предков зороастрийцами, то предлагаем ему почитать Ахура-Мазду, Зардушта, Куруша, Рустама, Ахеменидов, Сасанидов и выучить хотя бы один иранский язык.
А у тюрок как до принятия ислама, так и после, был и будет только "бир Танры".
0 коммент.:
Отправить комментарий