Затрагивая период советской оккупации Северного Азербайджана, сложно обойти вниманием Мир Джафара Багирова. Российский историк Д. Фурман назвал Багирова "азербайджанским Берией", а шведский ученый Сванте Корнелл - "азербайджанским Сталиным".
В данной статье я постараюсь привести все плюсы и минусы Багирова. Будучи ярым анти-коммунистом, ныне я все же задумываюсь об оценке данной личности...
Согласно биографии, с 1918 года Мир Джафар Багиров участвовал в революционной деятельности в Закавказье. Известно, что он состоял в дашнакском отряде под командованием Амазаспа, учинившего погром в Кубе. Позже он вспоминал: «к великому моему сожалению, против моей воли, мне пришлось быть свидетелем той кошмарной картины, которая была в Кубе… Даже я не мог спасти своих родственников...».
В течение 1920-х годов при участии Багирова были подавлены практические все очаги политического сопротивления в Азербайджане, причём порой жестоким образом. Когда весной 1929 года вспыхнуло крестьянское восстание в Кедабеке Гянджинского уезда, то Багиров при его подавлении приказал подразделениям ГПУ уничтожить не только мужчин, но и всех детей из мятежного селения.
Первая массовая волна арестов прокатилась по Азербайджану в 1936 году. Начавшиеся весной аресты проходили по двум направлениям: арестовывали как троцкистов, так и «националистов». Агентами НКВД были арестованы десятки видных коммунистов, заподозренных в троцкизме, мусавате и шпионаже. Репрессиям подвергся даже личный секретарь Багирова Никишев, которого обвинили в том, что он агент мусавата и «террорист».
Как пишет Баберовски: «Багировская охота за ведьмами поставила партийно-хозяйственный аппарат Азербайджана на грань саморазрушения и ввергла республику в пучину ужаса».
К 1940 году примерно 70 тыс. азербайджанцев погибли в результате чисток, осуществляемых Багировым. А. Уралов (Авторханов) оценивает количество жертв репрессий в Азербайджане в 1937—1938 гг. в 120 тыс. человек. Репрессиям подверглись поэты Ахмед Джавад и его семья, Гусейн Джавид (умер в ссылке), Сеид Гусейн, Салман Мумтаз и Атабаба Мусаханлы. Подвергся аресту и был казнен крымскотатаркий поэт, учёный-тюрколог, профессор Бакинского университета Бекир Чобан-заде. Ему предъявили обвинения в сотрудничестве с иностранными разведками, участии в «контрреволюционной пантюркистской деятельности» и в «работе по созданию контрреволюционных повстанческих групп в Азербайджане» под руководством Р. Ахундова.
Бывший работник НКВД Азербайджана Шнейдер в своих показаниях сообщил:
«Багиров лично давал указания работникам аппарата НКВД применять меры физического воздействия по отношению ко всем арестованным. Я два раза слышал, как Багиров давал такие указания во время заседаний тройки. Вместе с тем Багиров требовал, чтобы приговорённые тройкой к расстрелу подвергались жестоким избиениям с целью получения от них показаний на других лиц. В моём присутствии Багиров давал указания бить приговорённых к расстрелу до такой степени, чтобы они не могли идти к месту казни, чтобы их несли к этому месту…».
Нередко в допросах арестованных участвовал сам М. Д. Багиров. Помощник военного прокурора ЗакВО по спецделам, подполковник юстиции В. Г. Максимов, занимавшейся с 1954 по 1957 год пересмотром дел граждан, репрессированных в годы культа личности в Азербайджане, в своих воспоминаниях изложил рассказ подполковника Гаврилова о том, как происходил допрос экс-наркома юстиции Айны Султановой:
«Её ввели в комнату, раздели догола. Четверо молодчиков с мокрыми скрученными простынями стали по углам. Багиров начал задавать вопросы. Арестованная отвечала. Если ответ не удовлетворял высокопоставленного следователя, он делал знак, один из подручных с размаху бил Айну мокрой, тяжёлой, как дубина, скруткой, и бедная женщина летела в противоположный угол, где её ждал новый удар другого молодчика, затем очередное падение и вновь удар… Эта пытка и называлась „искать пятый угол“. Тот допрос Султановой, на котором присутствовали Багиров и Гаврилов, закончился для Айны плачевно — её забили до того, что она помешалась, начала кидаться на стены, а потом встала на колени, воздела руки к потолку и запричитала, то и дело повторяя имя Сталина. Несчастная то ли взывала к милости „земного бога“, то ли слала ему проклятия».
В Азербайджане при культе личности Сталина, по сути, существовал также мини-культ Багирова. В городах и сёлах республики были установлены бюсты Багирова, выпускались в большом количестве портреты, а в Джебраиле даже появился музей, посвящённый его революционной деятельности. Его именем были названы авиатехклуб, улицы, несколько фабрик и заводов, по одному колхозу в большинстве районов. Имя Багирова носил пароход «Багиров», позднее переименованный в пароход «Узбекистан». Образ Багирова запечатлел в своей пьесе «Утро Востока» (1947) писатель Энвер Мамедханлы.
С 1933 года по 1953 годы Багиров был безраздельным хозяином республики. В народе его звали " дорд гез" за тонированные очки, за которыми не было видно выражения глаз правителя, что вызывало ужас у собеседников. В этом мастерстве Багирову не было равных. Имя его не произносилось вслух даже среди близких, говорили "киши" или "хозяин". Ясно, о ком шла речь.
Багиров считал оккупацию Азербайджана (и других республик) русскими благом. В частности, своей статье «К вопросу о характер движения мюридизма и Шамиля», он написал, что вступление Кавказа в состав России было добровольным и имело прогрессивное значение, тогда как имам Шамиль был иностранным шпионом.
В 1951 году с подачи общего собрания писателей Азербайджана, развернулась широкая кампания против огузского эпоса Деде Коркут. На XIX съезде ВКП(б), прошедшим в 1952 году, Багиров обрушился с резкой критикой на эпос, назвав его «реакционной, антинародной, проникнутой ядом национализма, панисламизма» книгой. Ещё ранее, на XVIII съезде КП(б) Азербайджана, он, «разоблачая» характер этого исторического памятника, говорил:
«„Деде-Коркуд“ не является народным эпосом, книга эта посвящена от начала до конца восхвалению правящей верхушки огузских кочевых племён, пришедших на азербайджанскую землю в качестве грабителей и убийц. Книга насквозь пропитана ядом национализма, она направлена против немусульман-иноверцев, главным образом, против братских грузинского и армянского народов».
______________________________________________
Казалось бы, с Багировым все ясно: тиран, палач и приспособленец, выслуживающийся перед Сталиным. Но справедливости ради, надо привести и факты, говорящие об обратном.
В 1944 году на заседании Махачкалинского ГКО Багиров занял принципиальную позицию в защиту кумыкского народа, которого так-же ожидала участь высылки, как и чеченцев и ингушей. Багиров вкратце по телефону доложил т. Сталину обстановку в Дагестане, сказал, что руководство обкома сомневается в лояльности местного населения, в частности кумыкского, и что он, Багиров, не разделяет этого, мнения и никогда не согласится с ним. Получается, Багиров косвенно спас кумыкский народ от выселения.
Проживающие в Армянской ССР азербайджанцы рассматривали Багирова как руководителя и вполне могли рассчитывать на его поддержку. Они обращались к нему за помощью, и он часто откликался на их просьбы. Например, когда к нему обратились колхозников села Мангус Котайкского района с просьбой содействовать восстановлению в их селе самостоятельного колхоза. Багиров вновь обратился к Арутинову и в 1947 году ЦК Компартии Армянской ССР удовлетворил просьбу жителей.
В период правления Мир Джафара Багирова был поднят территориальный вопрос между союзными республиками. Первый секретарь ЦК Компартии Армянской ССР Г. А. Арутюнов выдвинул предложение о передачи Нагорного Карабаха в состав Армении. В письме Багиров ответил:
«Мы не возражаем против включения в состав Армянской ССР Нагорно-Карабахской Автономной области, но не согласны с передачей Армянской ССР Шушинского района... Одновременно считаем необходимым довести до сведения ЦК ВКП (б), что при рассмотрении вопроса о включении НКАО в состав Армянской ССР должен быть рассмотрен и вопрос о включении в состав Азербайджанской ССР Азизбековского, Вединского и Карабагдарского районов Армянской ССР, примыкающих к Азербайджанской республике и населенных преимущественно азербайджанцами... И, наконец, мы просим рассмотреть вопрос о включении в состав Азербайджанской ССР Борчалинского района Грузинской ССР, Дербентского и Касумкентского районов Дагестанской ССР».
Возмущение у Багирова также вызвала изданная в 1946 году книга писательницы Мариэтты Шагинян «Советское Закавказье», в которой она затронула Нагорный Карабах. Багиров обвинил её в политических ошибках и искажении исторических фактов. Он обратился с письмом к секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Жданову и книгу изъяли, а у Шагинян потребовали объяснений. Позднее этот эпизод всплывёт на одном из судебных заседаний по делу Багирова. На вопрос прокурора Руденко, за что он оскорбил писательницу и не принял её, М. Д. Багиров ответит: «Она со мной хотела встретиться, но она к земле Карабаха и Нахчывана в своих произведениях подходила как к собственным землям, поэтому я не принял её и выгнал».
Личными просьбами к Сталину и к Берии Багиров пытался помочь председателю Совета Народных Комиссаров Азербайджана Гусейну Рахманову, которого в доносах из Баку, называли "контрреволюционным националистом", мусаватиста Мамеда Гаджиева и Азиза Азизова, Узеира Гаджибекова и Самеда Вургуна, спас от расстрела. Известно, что Багиров однажды лично отправился в тюрьму и освободил из камеры драматурга Джафара Джаббарлы, Азиза Шарифа и нескольких видных представителей интеллигенции.
Оперу Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан" армяне пытались украсть дважды в свойственном им стиле. Узеир Бек сообщил об этом Багирову, который будучи на приеме у Сталина, просил отреагировать. Сталин ответил: "Единственная моя помощь - посоветовать вам самим снять фильм "Аршин мал алан" на высоком уровне и продемонстрировать его всему миру". Так был снят шедевр азербайджанского киноискусства.
В годы Великой Отечественной войны вследствие плохого знания русского языка большинством азербайджанских солдат, их положение в воюющей армии было тяжелым. В донесениях, которые получал Багиров из частей, говорилось, что азербайджанские солдаты, не владеющие русским языком, подвергаются унижениям. Во время одного из посещений воинских частей солдаты рассказали ему о делах командира Евгения Хрущева, который за незнание русского языка во время боя приговаривал солдат к расстрелу. Багиров вызвал этого командира и в присутствии солдат пустил ему пулю в лоб из своего "маузера". Конечно, об этом инциденте было сообщено Сталину. Багиров отправился в Кремль и там обосновал свои действия. И Сталин одобрил его действия. В результате обобщения этих фактов в Москве было принято решение о формировании воинских частей, состоявших из азербайджанцев. Впоследствии появились азербайджанские дивизии со своими командирами, которые проявили на фронтах героизм.
С подачи Анастаса Микояна был подготовлен подлый сценарий против Азербайджана. Однажды Берия позвонил Багирову, сообщив, что в Политбюро поставлен вопрос о депортации всех азербайджанцев. Берия смог отложить созыв Политбюро на несколько дней, и посоветовал Багирову срочно вылететь в Москву. Багиров встретился со Сталиным один на один. Результатом этой беседы стало то, что азербайджанцев оставили жить на своей исторической родине. Но не всех. В ноябре 1947 года Сталин отправил Багирова в принудительный отпуск на 128 дней. За это время из Армении на границе с Турцией депортировали азербайджанцев, под видом того, что для армян, прибывающих из Турции на жительство в советскую Армению, нужны свободные земли. Для того, чтобы не дать армянам снова предъявить свои территориальные претензии, на этот раз в Нахичевани , Багиров организовал торжественное празднование 25-летия со дня создания Нахичеванской АССР.
Вершиной политических амбиций и авторитета "хозяина республики" Мир Джафара Багирова стала искусно насаждаемая им идея присоединения к Азербайджанской ССР Иранского Азербайджана. Основой ее осуществления стала окупация Ирана Советской 47-й армией в 1941 году. С этого момента агентура, направляемая из Баку Багировым, усиленно вела паназербайджанскую пропаганду.Надо было обладать большой смелостью, чтобы во имя интересов азербайджанского народа стать участником не только в решении такой опасной проблемы, но и играть в ней первую скрипку. Конечно, игра стоила свеч, тем более что на сцене истории Кавказа это был первый случай такого удачного стечения обстоятельств для объединения Северного и Южного Азербайджана.
Сталин придавал огромное значение укреплению позиций Советской Армии в Южном Азербайджане. Сталин дал обещание Пишевари о том, что СССР станет гарантом независимости нового государства.
В конце 1946 года ситуация резко изменилась. В ноябре иранская армия перешла в наступление. В Зенджане, Сарабе, Ардебиле, Тебризе шахские войска устроили кровавую резню над народом, расстреливали федаинов и членов их семей. Из воспоминаний еще одного свидетеля тех событий – Муталима Бабаева, помощника Мирджафара Багирова:
– Когда в 1944 году союзники открыли второй фронт, было получено распоряжение Сталина: "Вывести советские вооруженные силы из Южного Азербайджана". Однако М. Багиров с выполнением этого распоряжения тянул, сколько мог. М. Бабаев находился в кабинете М. Багирова, когда раздался звонок Сталина.
– Товарищ Багиров, – сказал Сталин, – ти кто?
М.Багиров отвечает: – Вы же знаете, кто я. Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана.
Сталин: – Нет, ти большой дурак, товарищ Багиров. Ти хочешь третью мировую войну развязать? Хочешь, чтобы американцы нам подарили ядерную атаку? Почему не выполняешь мой приказ о выводе вооруженных сил из Южного Азербайджана?
М. Багиров: – Советские дивизии вскоре покинут свои позиции, но часть вооружения, думаю, придется оставить местным жителям молодой республики для самообороны, ибо шахская гвардия готова истребить не только наших посланцев, но и местных демократов…
Сталин, повысив голос: – Напрасно так думаешь. Никакой сдачи оружия чужим рукам. Американцы давно наблюдают за нашими действиями в Иране и упрекают нас в нарушении союзнических договоров…
– Позже я узнал, – сообщал далее М. Бабаев, – что М. Багиров нарушил приказ И. Сталина и приказал командующему 46-й армии раздать местным федаинам легкое вооружение.
Так какова же роль Мир Джафара Багирова в истории Азербайджана? Кто он: палач, уничтоживший десятки тысяч людей или спаситель, который спас (хоть и ценой больших потерь) наш народ от переселения и разрывания страны на части между другими республиками? Мое мнение: палач. Что бы хорошего не делал Багиров, прежде всего на его руках кровь тысяч наших соотечественников. Упоминая Багирова, покойный Абульфаз Эльчибей говорил, что Мир Джафар Багиров топил свой народ в крови, но при этом защищал его и республику от других. То есть, убивал народ сам, но не давал убивать его другим.
0 коммент.:
Отправить комментарий