3 февраля 2015 г.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРКОВ



У народов, связанных межу собой языковой и культурной близостью, общностью истории и происхождения, все же есть между собой колоссальные различия. Речь об этнопсихологии, или, если хотите, менталитете народов. Данный текст написан нами, основываясь на личном опыте общения с сородичами, при этом львиная доля материала взята от азербайджанского ученого Фарида Алекперли и некоего пользователя с ником Faridbey (возможно, это один и тот же человек), который, на наш взгляд, дает довольно неплохой анализ менталитета нашего народа. Моменты, с которыми мы не согласны с ним, либо удалены, либо отредактированы нами.

По первыми по степени близости менталитета к нам находятся турки. Государственное размежевание этих двух этносов наступило примерно 500 лет назад, с провозглашением Османской и Сефевидской империй,
всегда враждовавших друг с другом. Азербайджанские тюрки отличаются от родственных турков любовью к неформальным беседам и панибратским отношениям, любой, даже самый незначительный вопрос любят обсуждать за чаем, без спешки. Наверное поэтому вы редко получите моментальный ответ от азери тюрка на свое предложение. Азери тюрки больше привязаны к семье, нежели турки. Все остальное для него второстепенно. Фарид Алекперли, азербайджанский ученый и доктор исторических наук, пишет:

«Одной из ключевых черт турецкого национального характера является серьезность, т.е. серьезное отношение к жизни. Большинству турок не свойственны такие черты, как ирония и самоирония, а также цинизм и нигилизм, в той или иной присущие большинству левантинских народов, а также персам, арабам, евреям, итальянцам, частично – русским и некоторым южно-кавказским народам. Способность смеяться над собой, и вообще всякого рода самобичевания не свойственны туркам...»

Кроме того, турки формировались больше на базе византийской цивилизационной модели, в то время как тюрки Азербайджана, наряду с тюркской, усвоили иранскую модель государственного устройства. Тем не менее, турки - это первый по этнопсихологической близости к азери тюркам народ.

Азербайджанский тюрк по менталитету стоит удаленно как от турков, так и от персов. Впрочем, возможно, что к персу он даже ближе. Но есть и отличия от персов. Прежде всего, простота и доброжелательность азери тюрков, отсутствие персидской горделивости и чванливости (особо заметное среди тегеранских персов), извращенности, персидской хитрости, о которой слагают легенды. Тюрк любит лесть подобно персу, но в меньшей степени.

Азербайджанские тюрки вовсе не похожи на народы Северного Кавказа (в том числе, на карачаево-балкарцев и кумыков). Уравнивание нас с северо-кавказскими соседями со стороны чужестранцев обусловлено незнанием менталитета народов региона. Азербайджанскому тюрку чужды вспыльчивость и резкость северо-кавказцев. В этом отношении даже малолетние азербайджанские манкурты хотя и пытаются походить на дагестанцев или чеченцев, но у них это получается слабо ввиду отсутствия такого поведения в менталитете нашего народа. Тюрки Азербайджана более склонны к справедливости. Тюрки Северного Кавказа по ментальности ближе к горским народам (дагестанцам, осетинам, ингушам, кабардинцам и т.д.), нежели к азербайджанским тюркам. Этим объясняется частое непонимание друг друга между нами.

Гораздо сильнее отличается от нашей ментальности этнопсихология центральноазиатских тюрков. По степени относительной ментальной близости к азербайджанским тюркам идут по нисходящей карлуки (узбеки и уйгуры), затем туркмены, а затем, с очень большим отрывом, казахи и кыргызы. Туркмены хоть и очень близки по происхождению к нам, но их отличает немногословие, спокойствие, неторопливость, симпатия (возможно, даже любовь) к одиночеству. Фарид Алекперли пишет:

«Наибольшая культурная и ментальная комплиментарность наблюдается между русскими и представителями кыпчакских народов – татарами, башкирами, ногайцами, казахами, кыргызами, тюркскими народами Сибири и Алтая [...] В силу географии своего расселения, народы огузской группы имеют совсем иную историческую судьбу и совершенно другую культуру, связанную с менталитетом, в корне отличном от славянского и значительно отличающегося от тюрко-кыпчакского [...] Близки к ним в языковом, ментальном и культурном смысле народы карлукской ветви тюрков – узбеки и уйгуры»

Еще дальше отстоят от азербайджанских тюрков по типу ментальности тюркские народы Поволжья и Урала - поволжские татары, чуваши, башкиры. Из них наиболее обособлены исповедующие христианство чуваши.

Еще более отдалены от азери тюрков по особенностям культуры и ментальности якуты, сибирские и алтайские тюрки. Таким образом, градация тюркских народов по степени близости к азербайджанским тюркам видится примерно таковой - турки, карачаевцы, балкарцы, кумыки (на наш взгляд, это утверждение спорное, поскольку упомянутые уже карлуки очень близки по ментальности к азери тюркам), гагаузы, караимы, крымские татары, узбеки, туркмены, казахи, кыргызы, башкиры, поволжские татары, чуваши, алтайцы, тувинцы, хакасы, якуты и т.д. Разумеется, это условная градация, нуждающаяся в уточнениях и доработке.

Французский писатель Александр Дюма, посетивший регион, писал:

«Познакомившись с персами, армянами и азербайджанцами (здесь и далее под "азербайджанцами имеются ввиду азери тюрки - прим. Azeri nationalist 1/7), могу сказать, что только последним можно доверять. От азербайджанца нет нужды требовать письменного обязательства, достаточно взять с него слово...»

Насколько это утверждение верно, настолько и неверно. Я бы сказал так: среди азербайджанских тюрков можно найти как самых честных людей, так и самых больших мошенников. Фарид Алекперли считает:

«В азербайджанском обществе неудачники не вызывают никакого сочувствия: их скорее осуждают и презирают, чем жалеют. Поэтому, каждый азербайджанец стремится достичь в жизни успеха, в том числе, материального благосостояния»

Однако, азери тюркам не свойственно гнобить и постоянно унижать того, кто однажды унизил себя. Такое поведение очень характерно для дагестанцев (но не для чеченцев). Для азери тюрка этот человек уже упал лицом в грязь, показал свою сущность. Если же он получает физический отпор от человека значительно слабее себя, то обычно начинает относиться к нему уважительно, т.к. тот победил свой страх. Получив хотя бы слабый отпор, азери тюрки относятся к людям по-другому. Среди дагестанцев все ровно наоборот: получив однажды физическое преимущество перед слабым противником, они никогда не оставят его в покое.

Фарид-бей продолжает:

«Как правило, азербайджанцы общительны, любят поговорить, проводят много времени с друзьями и родственниками, к которым часто ходят в гости [...] Им свойственно уважительное отношение к женщинам и материнству, а также уважение к старшим и начальству. Азербайджанцы любят поэзию, сладкоречивы, произносят длинные цветистые тосты [...] Для азербайджанца страшнее всего потерять достоинство, или, как говорят, «ударить в грязь лицом», «потерять лицо». Поэтому, например, как бы много не выпил азербайджанец, вы, практически, никогда не увидите его валяющимся пьяным на улице»

Вместе с положительными качествами, тюркам Азербайджана, разумеется, свойственны и отрицательные. Такие, как стремление к материальному достатку, которое иногда затмевает все остальное (разве что кроме семьи), порой - не скрытая лесть, от которой становится неуютно, желание угодить вышестоящим, чрезмерное внимание к мнению других, излишняя толерантность, которая и привела нас к нашему нынешнему положению.

0 коммент.:

Отправить комментарий