31 декабря 2016 г.

АРМЕНИЗАЦИЯ КАРАБАХА



Отдельно нужно поговорить о том, как Карабах (Орхистена и Утик), населенный изначально албаноязычными племенами, к приходу тюрок-огузов стал армянонаселенным.

Ссылки в конце публикации.

То, что в Карабахе до армян жили кавказоязычные племена, в частности албаноязычные, принято в мировой историографии как факт. (1) В составе Армении Орхистена и Утик оказались после того же Восточного Похода 180-ых годов до н.э. Артексия I в 180-ые года до н.э., первого царя Армении, когда были захвачены значительные земли у Атропатены, в том числе Васпуракан (Ван), Сюник (Зангезур и Нахчыван), Каспиана (Мугань) и т.д. (2) Согласно американскому историку армянского происхождения Роберту Хьюсену, Орхистена и Утик были также захвачены у атропатенских царей (3), согласно же британскому ученому еврейского происхождения Владимиру Минорскому, армяне захватили Карабах у самих албан, впрочем не имевших собственной государственности (4).

С тех пор албанцы претерпевали огромное армянское влияние, что, конечно же, оставило глубокий след в их культуре. Христианство в Кавказской Албании также было принято под влиянием армян (5). Однако, окончательная арменизация албанцев Карабаха произошла значительно позже - в VII-X веках (6). Почему? Постараемся ответить на этот вопрос.

С 370 года албанцы исповедовали христианство. Агванская (*) Церковь была фактически автокефальна, то есть независима (6). Следовательно, языком богослужения был агванский, а письменностью агванский алфавит (6). В 451 году Агванская Церковь как и ААЦ пошла против Халкедонского собора, что сделало ее связанной с Армянской Церковью. Для армян, которые утеряли свою автономию в Персидском государстве, появление союзника в лице Кавказской Албании было большой победой.

Церковь Кавказской Албании возглавлялась архиепископом с резиденцией в Барде (Партаве). Под ее властью находилось 8 епархий, среди которых Шекинская, Бардинская (Равнинный Карабах), Габалинская, Амарасская (Нагорный Карабах), Каспианская и другие. Учитывая, что языком богослужения был агванский язык, можно догадаться, что последователи церкви в вышеуказанных областях тоже были как минимум агваноязычны.

Поводом для захвата земель Агванской Церкви и их арменизации была попытка албанского Католикоса Нерсеса I Бакура (688-704) перейти в халкидонизм для сближения с византийской церковью, что было, конечно же, не выгодно арабским халифам. Хоть и албанская знать свергла Бакура и попыталась избрать нового католикоса, было уже поздно. По приказу омеййядского халифа Церковь Кавказской Албании стала подразделением Армянской Апостолькой Церкви со статусом автономной. Такой порядок сохранялся более тысячелетия, когда в XIX веке Агванская Церковь была окончательно ликвидирована по требованию царей. В 705 году Албанское княжество было уничтожено, а князь Шеро, который еще недавно сверг Нерсеса I, был заточен в Дамаскскую темницу, где и умер. Албания была присоединена к Армянскому Эмирату. Скорее всего, это было основной причиной окончательной арменизации албанцев.

Неизвестно, когда окончательно ассимилировались албанцы, как всей Кавказской Албании, так и Орхистены и Утика. В Равнинном Карабахе (Утике) арменизация окончилась чуть позже, так Ибн Хаухаль в 978 году писал " жители Берда’а говорят по-аррански (по-албански) ", а Аль-Мукаддаси в 985 году писал " В Армении говорят по-армянски, а в Арране(Албании) по-аррански (по-албански) ". Вполне возможно, что еще некоторое время после нашествия Сельджуков в некоторых труднодоступных селах Карабаха сохранялся агванский язык, но дальнейшее присуствие кавказских албан в регионе не фиксируется и армяне становятся единственным христианским народом Карабаха.


Ссылки:

1) Этническая карта Европы V—IV вв. до н. э., «Всемирная история», т. 2, изд. 1956 г.

2) См. нашу публикацию "Атропатена в Северном Азербайджане?"

azeri-nationalist.blogspot.com/2016/12/blog-post_59.html

3) Hewsen R.H. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians. Classical Armenian culture: Influence and creativity, Scholars press, Philadelphia, 1982.

4) В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 28.

5) Моисей Каланкатуйский. История Страны Алуанк. Подробнее смотрите следующий пост из серии "Доогузский Азербайджан".

6) Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.−VII в. н. э. (источники и литература). — М.−Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 389 с.

* Агванская=Кавказоалбанская

7) Кавказская Албания // Православная энциклопедия. — М., 2000. — Т. 1. — С. 455—464.

0 коммент.:

Отправить комментарий