Несомненно, что самым большим и опасным для халифата из восстаний во времена аббаситских халифов было восстание Бабека. Поскольку бунт Бабека был крупномасштабным и расшатал устои халифата, то и сообщения о нем в летописях отличаются подробными описаниями. Однако надо также отметить, что в исторических книгах приводится противоречивая информация, как о личности Бабека, так и о сущности руководимого им движения. Эти противоречия в первую очередь объясняются деятельностью пропагандистской машины халифата и диктовкой историкам.
Аналогичные случаи наблюдались и относительно некоторых предыдущих событий истории Ислама. Например, после убийства Имама Хусейна (а) и соратников в Кербела и пленения членов семьи, амавитский режим боялся даже представить достоверную информацию об их личности. Согласно преданию, когда по пути следования в Дамаск отрезанные головы шахидов и пленных развозили по городам, населению объявляли, что они принадлежат хавариджам. Как будто войска халифа уничтожили горстку мятежников-вероотступников, и теперь их отрезанные головы отправляются в Дамаск. Однако, находившиеся в караване пленников Его Светлость Зейнаб и Имам Зейн-уль-абидин (а), не позволили скрыть правду о событиях в Кербела. Как на всем пути следования, так и в городах Куфе и Дамаске они выступили перед народом с проповедями, рассказали кто они на самом деле, о своих родственных связях с Пророком, разбудили людей от спячки. Они открыто заявили, ради каких убеждений боролись шехиды в Кербела, и каким ужасным способом были убиты. Именно в результате этого, усилия Йазида оказались безуспешными, и власть Амавитов была разоблачена.
В общем, значение многих восстаний и движений в мировой истории были позже искажены и доведены до будущих поколений в ложной интерпретации. Несмотря на то, что многие восстания были направлены для претворения в жизнь принципов справедливости, против них была направлена мощная пропагандистская кампания властей, в результате чего общественное мнение относительно происходящих событий была сформирована в совершенно противоположном направлении. В большинстве случаев, подавив мятежи силой оружия и ухищрениями, для оправдания проводимых в жизнь карательных мер власть предержащие поливали грязью руководителей мятежа и старались запятнать их. В этом им помогали заказные историки и платные летописцы. Внимательно изучая историческую обстановку начала движения Бабека, можно прийти к выводу, что информация во многих книгах также предвзятая.
Из истории известно, что движение, возглавляемое Бабеком, называлось "хуррамиййа", "хуррамдиниййа" или же "мухаммара". О происхождении этих слов существует противоречивая информация. Согласно самой распространенной версии, слово "хуррамдин" означает "красивая религия, благая религия".
Некоторые исследователи связывают это название со словом "хур" (Солнце) в древнем персидском языке. Причиной названия движения "мухаммара" (красные) было принятие условным цветом мятежниками красного цвета (против условного цвета аббаситов - черного).
Вероятнее всего, движение хуррамитов началось сразу же после убийства Абу Муслима Хорасани, под лозунгом мести за него. Когда приведший аббаситов к власти Абу Муслим был устранен именно этой династией, его сторонники в гневе взялись за оружие. В большинстве своем состоящие из масс персидского происхождения, хуррамиты продвинулись от Хорасана до Рея, захватив обширную территорию. Однако направленная халифом Мансуром армия разбила отряды хуррамитов. Более 60 тысяч хуррамитов, в том числе предводитель мятежа, были убиты. Историк Масуди пишет, что это событие произошло в 136 году по хиджре, спустя несколько месяцев после убийства Абу Муслима (Однако по более достоверной информации, Абу Муслим Хорасани был убит в 137 году (755 по Григорианскому летоисчислению). Значит, первые выступления хуррамитов приходятся именно на тот период).
После длительного перерыва хуррамиты подняли второй мятеж в период правления аббаситского халифа Мехди, в 162 году по хиджре (778-779 по Григорианскому летоисчислению) вблизи Исфахана, 30 лет спустя это движение было зафиксировано вновь при Харуне Рашиде. Однако в обоих случаях восстание было с легкостью подавлено. Территории распространения этих мятежей и предводители этих бунтов позволяют высказать предположение, что хуррамизм формировался в течение долгих лет, контролировался различными личностями в нескольких районах современного Ирана, не консолидировался вокруг единого центра, представлял разрозненное движение. Лишь Бабек смог воссоединит под единым знаменем хуррамитов, разбросанных на тысячи километров и действующих вслепую.
Историки высказали две версии относительно происхождения Бабека. Согласно первой, он был из рода Мутаххара, сына Фатимы, дочери Абу Муслима Хорасани. По второй версии, Бабек появился на свет в результате взаимоотношений женщины, проживающей в селе Билалабад района Мимад в Южном Азербайджане и продавца масла по имени Абдуллах из города Мадаин. Потеряв отца в раннем возрасте, Бабек прислуживал местным правителям, занимался пастушеством.
Бабек возглавил движение хуррамитов приблизительно в 201 году (816-817 по Григорианскому летоисчислению), или чуть раньше. До него хуррамитской общиной вокруг Ардебиля руководил Джавидан, сын Шахрака. Из книг по истории становится ясным, что во времена руководства Джавидана движение было не столь масштабным и не вполне зрелым идейно. Исторические сведения позволяют предполагать, что деятельность Джавидана ограничивалась разбоем и грабежами. Поле того, как Джавидан был ранен, а затем погиб в схватке с предводителем другого отряда, Бабек занял его место во главе хуррамитской дружины.
Как уже отмечалось, в книгах по истории приводится весьма противоречивая и предвзятая информация о личности и взглядах Бабека. Поэтому считаем неуместным вести разговор на эту тему. Историки, бывшие современниками Бабека или жившие немногим после него, описывали Бабека и других участников хуррамитского движения как противников Ислама, вероотступников, считающих вино и прелюбодеяние дозволенным, верящих в реинкарнацию. В книгах особо выделяются вопросы относительно их морального разложения, вызывающие у читателей ненависть. Однако даже сведения историков, которые критикуют и порочат хуррамитов, не совпадают. Потому что историки называли их и огнепоклонниками, и безбожниками, и вероотступниками, а также суфитами – батини и ибахиййа.
По нашему мнению, представлять Бабека и членов хуррамитского движения, руководимого им, как чуждых Исламу и вероотступников, было бы неправильно. Трудно точно высказаться о верности их исламских взглядов, однако неверно утверждать, что они были вне Ислама. Чтобы доказать сказанное, ниже будут приведены некоторые аргументы. Прежде отметим, что эти доводы не претендуют на статус абсолютной истины. Перечислив некоторые полученные доказательства, мы постараемся связать их в единое целое. Думаем, что для изучения верности этой теории требуются более массштабные исследования.
Как сообщают некоторые летописи, настоящее имя Бабека было Хасан, а отца звали Абдуллах. В книгах также указывается, что брата Бабека, схваченного вместе с ним и казненного в Багдаде, тоже звали Хасан. Так как все эти имена мусульманского происхождения, это дает основание предполагать, что Бабек был мусульманином. Бабек начал крупномасштабные военные действия против войск халифа в 201 году (816-817 по Григорианскому летоисчислению). Для халифата это был год, полный кризисов. Земли халифата были охвачены мятежами. Грандиозное восстание под предводительством Абус-Сарая было только подавлено. В Алжире господствовали сторонники Наср ибн Шибса. Египет, можно сказать, вышел из-под контроля и был в руках мятежников.
В халифате наблюдался и серьезный кризис власти. В Багдаде шла подготовка к устранению от власти халифа и передаче трона его дяде, Ибрахиму ибн Мехди. Немного ранее видный полководец халифата, прославившийся в войне против Амина, Хасрама ибн Айан стал жертвой дворцовых интриг. Роль последнего фактора (убийство ибн Айана) в начале движения Бабека не ускользнуло от внимания многих историков. Ягуби и другие историки пишут, что сын Харсамы, Хатам был назначен наместником в район Арманиййа. Узнав об участи отца, Хатам сразу же готовится выступить против халифата. С этой целью он достигает соглашения с местными правителями, в том числе начинает переговоры с Бабеком. Несмотря на скорую смерть Хатама, это не мешает процветанию восстания Бабека. Поняв, что настал благоприятный момент для мятежа, Бабек начинает действовать в 201 году по хиджре.
Нельзя забывать, что именно с целью обезвредить возникающие друг за другом прошиитские восстания, Мамун в 201 году назначил Имаму Ризу (а) своим наследником. Возможно, что одним из факторов испугавшего халифа и заставившего пойти на уступки шиитам, был мятеж Бабека. Одним из доводов, позволяющих утверждать, что движение Бабека существовало именно в исламской колее, являются сведения в некоторых исторических источниках. Наряду с предвзятой клеветой, направленной против хуррамитов, которые составляют подавляющее преимущество, в трудах некоторых летописцев можно найти и интересные факты.
Например, в книге «Табсират-уль-авам фи марифати магалат-иль-анам» (автор – Сеййид Муртаза ибн Даи Хасани Рази), которая посвящена теме классификации религий и мазхабов, хуррамиты указаны среди исламских мазхабов, как одно из течений Абу Муслимиййа. Автор пишет, что последователи этого течения считали себя шиитами, однако, по его утверждению, это не соответствовало действительности. По его мнению, течение Абу Мулимиййа полностью не соответствует ни шиизму, ни верованию ахли-сунны: «Семнадцатая фирга – Абу Мулимиййа. Эту фиргу относят к шиитам по той причине, что он (Абу Муслим Хорасани) восстал, и убил значительную часть врагов Аллаха и семейства Мухаммада, из Бани-Умаййа. Знай же, что это мнение ошибочно, и Абу Муслимиты ни шииты, и ни ахли-сунна. Потому что Абу Муслим верил в унаследование имамата, при этом не разделяя ни позицию шиитов, которые утверждали, что он определяется божественным указанием, ни позицию суннитов, которые выступали за выборы». Из написанных в книге, становится ясно, что фирга Абу Муслимийа была разделена на три группы.
Все три группы были уверены, что имамат принадлежит ветви Бани-Аббас. Разница состояла в том, какому роду должен быть передан имамат. Рассказывая о второй группе Абу Муслимиййа, автор называет их «раззамиййа», и пишет: «Они говорят, что Мухаммад ибн Али (ибн Абдуллах ибн Аббас ибн Абдульмуталиб) завещал имамат своему сыну Ибрахиму. Когда Абу Муслим начал свое движение, Ибрахим присоединился к нему, а Абу Муслим призвал людей подчиниться ему. Сторонники этого верования тайно утверждают, что Абу Муслим обладал доказательствами и чудесами. Эту группу также называют «хуррамиййа». Они разбросаны по городам своих предшественников. Предводителя звали Раззам, поэтому их называют «раззамиййа»...».
Спустя несколько строк, автор пишет: «Знай же, что это племя (Абу Муслимиййа) в разных местах называют по разному. В Исфахане и окрестностях их называют «хуррамиййа», в Казвине и Рейе – «маздаки» и «сунбади», в Махейне – «мухаммара», в Азербайджане – «говлиййа» и в Мавара-ун-нахре (Средней Азии) – «муган» (стр. 178-181). Затем, рассказывая о мазхабе исмаили, автор вновь сообщает о хуррамитах, мухаммира и бабекитах, и на этот раз классифицирует их как исмаилитов: "Восемнадцатая фирга – исмаилиты. Их называют "батиниййа", "гарамита", "хуррамиййа", "бабекиййа" и "мухаммира". Вновь в той же книге читаем, что течение бабекиййа состоит из сторонников Бабека (и здесь встречаются некоторые оскорбительные высказывания о Бабеке).
В книге "аль-Милалу Ван-нихал", автором которого является Шахристани, хуррамиты представлены под заголовком "галийа" (впадающие в крайность). Автор пишет: "В каждом городе у них есть свои прозвища. В Исфахане их называют "хуррамиййа" и "кузиййа", в Рейе – "маздакиййа" и "сунбазийа", в Азербайджане – "дугулиййа", в другом месте – "мухаммара" (красные), а в Мавара-ун-нахре – "мубаййаза".
В некоторых современных источниках также содержится мысль о принадлежности Бабека исламской вере, и даже утверждается, что он относился к радикальным шиитам. Например, в книге Абдуллах Мубаллиги Абадани "Тарих-э-адьян ва мазахиб-э-джахан", который состоит из 3-х томов, читаем: "Фирга Бабека Хуррамида. Они друзья и сторонники Бабека; знамениты как "бабекиййа" и относятся к радикальным шиитам(Но не к шиитам в совеременном понимании, т.к. Бабек был сторонником другой ветви хашимитов). Бабек был самым видным руководителем фиргы хуррамдин; на языке пахлави его звали "Папек", а на арабском – "Бабек" (III, 1386) (Считаем необходимым отметить, что рассматриваемая книга была подготовлена по совету выдающегося специалиста по исламским наукам, особенно истории, ансабу, риджалу и хадисам, покойного Аятуллах-уль-узма Сейид Шихабаддин Мараши Наджафи, и была отредактирована им).
Подытоживая сказанное, можно прийти к выводу, что хуррамитский мятеж, возглавляемый Бабеком, был одним из придатков движения призыва, начатого Абу Муслимом. Воспользовавшись фактором имамата для захвата власти, Абу Муслим утверждал, что согласно завещанию, имамат был передан аббаситам. Шииты Ахли-бейта в этом движении выступали плечом к плечу с агитаторами аббаситов. Однако после того, как аббаситы укрепились во власти, не только не восстановили справедливость относительно остальных родственных придатков Бани-Хашима, но даже устранили Абу Муслима. Это в корне подорвало доверие его сторонников к правящему роду. Бывшие соратники Абу Муслима не могли смириться, что идея, ради которой они проливали кровь и приносили жертвы, теперь поставлена на службу совершенно иных целей. Сложилась такая ситуация, что приведшая аббаситов к власти сила, теперь не могла ни коим образом влиять на государственные дела. Ни во время выборов халифа, ни при назначении наместников мнением Абу Муслима никто не интересовался. По нашему мнению, эти искры недовольства послужили толчком для объединения этих сил и начала вооруженной борьбы против правящего режима.
С течением времени, мотивы недовольства государством стали развиваться, и стали направляться против господства арабов. В результате своенравности наместников халифата в идейную основу движения хуррамитов добавились черты ненависти к арабам. Таким образом, движение, которое в начале обладало очень примитивной идеологической базой, развилось, и спустя 70 лет возросло до уровня освободительной борьбы неарабских народов. Хуррамитское движение теперь было носителем совершенно иных идей, отличных от идей мятежа Абу Муслима, стремящегося свергнуть амавитов и привести к власти аббаситов. Это движение было направлено против рода, который пришел к власти силой и хитростью, привыкшего устранять бывших союзников мечом и ядом, грубо поправшим свободу масс, способствующих его продвижению к власти. Хуррамиты были врагами не Ислама, а халифатского дворца, который превратил Ислам в средство достижения своих целей. С течением времени, хуррамиты, набравшиеся опыта из своих поражений, наконец, в начале IX века получили умелого руководителя в лице Бабека – ныне почитаемого как исторического героя в Азербайджане.
Натиг Рагимов