Кырхляр - это средневековое захоронение сорока арабских воинов-шахидов, паших мучениками за распространение ислама. Видимо, спустя некоторое время здесь нашли свое последнее пристанище еще несколько человек.
В разное время посетившие город европейские авторы: Ф.Котов, И.Березин, Я.Стрейс, Корнелий де Бруин, И.Ахвердов и др., а также некоторые письменные источники относят это захоронение к одному из первых походов к Дербенту арабов в 22 года хиджри предводителем которых был Салман ибн Рабиа ал-Бахили. Хроника "Дербенд-нама" возникновение памятника связывает с гибелью арабских мучеников во главе с Салманом ибн Рабиа.
Кырхляр до сих пор считается священным местом и служит объектом зиярата (паломничества) всех мусульман Дербента и всего Дагестана. Сюда приходят и приезжают с подаянием и подношениями, чтоб просить избавления от мук, болезней и несчастий. Адам Олеарий писал об этом:
«..Персы и татары ежедневно приходят сюда молиться. Прежде здесь учреждена была выдача богатой милостыни. Теперь же это место стережётся лишь одним стариком, живущим здесь; он сам живёт милостынею от тех, кто приходит для посещения могил. Когда праздновалось жертвоприношение Авраама (Курбан байрам), они (т.е. паломники) пришли к Кырхляру, чтобы по своему обычаю принести жертву. Они шли друг за другом, целовали надгробные плиты, держали руки над ними и молились».
Но немногие знают про огузскую версию происхождения мучеников-мусульман, покоящихся здесь. Из-за несостыкующихся между собой сведений, некоторые историки сомневаются в арабском происхождении кладбища. Они соотносят захоронение с тюрками-огузами. Среди этих учёных А.Олеарий, проезжавший из Персии через Дербент на родину:
«Об этих могилах жители рассказывали следующую историю. Жил будто в древние времена, однако, уже после (пророка) Мухаммада царь Казан, по происхождению из нации огуз.... У него была жестокая борьба... на этом самом месте... Могилы наиболее знаменитых из убитых он велел выложить могильными плитами такого рода и такой формы».
О том же Казан-хане повествует нам и голландец Ян Стрейс, находившийся в Дербенте в рабстве: за северной городской стеной «находятся гробницы первых (главных) вождей армии мидийцев, поражённых татарами Дагестана, в правление Царя Казана»».
Могильник "Кырхляр", связанный с именем газиев-шахидов тюркского происхождения, еще раз подчеркивает значение X-XII вв. как времени интенсивной Сопровождавший Петра I в Персидском походе Д.Кантемир, обстоятельно изучивший могильник, приводя в пример местные легенды, также говорит о принадлежности Кырхляра огузам.
Данные о том, что ещё в древности арабы почитали захороненцых здесь, как сыновей, персияне, как соплеменников, азербайджанцы (азери тюрки - прим. Azeri nationalist 1/7), как сородичей, свидетельствуют о большой известности Кырхляра. Ведь и Федот Котов, поражённый рассказами о сорока мучениках, христианин, поклонился святым могилам, когда покидал город.
Конечно, приведенных источников мало, поэтому они не могут служить доказательством огузской версии происхождения мучеников Кырхляра. Но, с другой стороны, они могут послужить пищой для размышлений и стимулом для дальнейшего изучения этого вопроса.
0 коммент.:
Отправить комментарий