22 сентября 2018 г.

«РЕЛИГИЯ КАК ПРИКРЫТИЕ»




У многих людей, интересующихся периодом до создания АДР, может возникнуть вопрос: «Почему наши выдающиеся политические деятели и просветители уделяли столь сильное влияние исламу на первых порах? Почему съезды и фракции назывались "мусульманскими", а не "тюркскими"?». Чтобы ответить на этот вопрос, сперва надо посмотреть на нынешнее положение дел.

Оставив в стороне отношение к религии каждого из нас, тем не менее мы вынуждены будем признать: критика религии и отход от нее - роскошь, дозволенная независимым тюркским государствам, но опасная для тюрков-мусульман, которые живут в составе других государств и подвергаются процессам ассимиляции. Исключением здесь является Южный Азербайджан, где опасность представляет уже сама религия, т.к. правящий режим основан на ней и всецело ее поддерживает.

В сознании народа исламская религия тесно переплетена с национальной культурой, языком и идентификацией. Если в Азербайджане и Турции отчужденное или критическое отношение к религии не несет в себе угрозы для потери своей идентичности, то среди тюрков в России или Китае такой шаг опасен сам по себе. Ислам остается фактором, который худо-бедно сохраняет идентичность татар, башкир, уйгуров и других. Он все еще остается естественной преградой на пути к окончательной утере корней, не дает этим народам бесповоротно слиться с окружающим населением.

Мы хотим привести вам отрывок из статьи Али Мардан-бека Топчибаши «Мусульманские съезды в России», написанной им не позднее 1934 г. Не поленитесь и прочитайте ее. В ней Али Мардан-бек более подробно раскрывает эту тему, отвечает на ваш вопрос и подтверждает высказаное нами мнение.

«Политика разделения и русификации повела к тому, что все эти [тюркские] народы, чувствуя себя лишь терпимыми пасынками, отшатнулись совершенно и от русских властей и вообще от всего русского, плотно замкнувшись во внутренний свой мир — в религию, в Ислам. Они знали, что царские — око и руки — неослабно бдят и за этим миром, но знали и то, что в эту область совести нельзя проникнуть никаким агентам власти и что можно не разрешать строить мечети, или назначать на должность муллы и даже высшего официального представителя религии полуграмотного чиновника в чалме, но что в этой области каждый остается с самим собой и волен по своему разумению составить свое миропонимание, свой взгляд на окружающее вплоть до выполнения требований религии.

Народные массы в такой отчужденности от власти нашли единственное спасение в религии, которую они и поняли, в соответствии со степенью своего развития, преимущественно в исполнении обрядов и требований ее. Интеллигентные же круги, ряды коих все более увеличивались, совместно с более передовыми лицами из среды торгово-промышленного класса и отчасти духовенства, видя невозможность, по условиям существовавшего режима, проведения прогрессивных идей на национальной почве, нашли в религии удобную внешнюю форму, под прикрытием которой можно было начать пока работать в интересах национальных, социальных, экономических, политических, весьма широко толкуя требования религии, и старались совмещать в рамки этой последней цели и требования национальные, политические и т.п.

Несмотря на натяжки, на несоответствие внешних формул, понятий и терминов влагавшемуся в них внутреннему содержанию, религия Магомета оказывалась хорошим цементом, могущим спаять хотя бы внешне и до поры до времени мусульман России, в лице их передовых людей. На этой общей связующей почве можно было, хотя бы временно, избегать русские Сциллы и Харибды, и это тем более, что, согласно Основным законам бывшей империи, все монотеистические религии, в том числе и магометанская, охранялись как терпимые, а религия православная как господствующая играла вместе с самодержавием роль кита, на котором держалось русское государство.

Правда, это последнее обстоятельство в связи с постоянными якобы "освободительными" войнами России против Турции создавало враждебность Церкви к Исламу, борьбу Креста с Полумесяцем и пр., все же мусульманство терпелось и понятие "мусульманин" было признано всеми как термин, узаконенный в актах государственного значения, как название общеупотребительное и доступное, которое и в представлении властей и русского общества не всегда совпадало лишь с религиозным пониманием, обозначая в то же время и другие точки зрения (культурную, социальную и пр.) на мусульман. Сами же мусульмане усвоили это название, удовлетворявшее и массы, как последователей одного религиозного учения, и их передовых деятелей, находивших возможность, путем расширенного толкования требований этого учения, влагать в его содержание национальные, политические и иные начала, даже совмещать с ним понятие нации...

25–30-миллионное мусульманство отчудилось от такого государства, не любило его и олицетворявшую его власть и народ, а передовые мусульмане, в сознании необходимости прогресса, политического и экономического развития и национального пробуждения масс, были вынуждены работать в этих областях лишь под прикрытием религии и выступая как "мусульмане". Только благодаря этому возможно было появление в Первой и следующих государственных думах, органах чисто политических, "мусульманской фракции", в которую входили все депутаты-мусульмане и в которой шла работа чисто политическая с точки зрения интересов тех же миллионов мусульман.

Этим же надо объяснить и то обстоятельство, что имевшие место за время с 1905–1917 гг. общие съезды с участием представителей почти всех областей с мусульманским населением носят название "мусульманских съездов в бывшей России", хотя, как и "мусульманская фракция", эти съезды были посвящены вопросам прежде всего политическим, экономическим, школьным и пр. Эти съезды находятся в тесной связи и зависимости с периодом пробуждения самосознания народов Кавказа, Крыма, Волги (Казань, Уфа, Оренбург) и Туркестана, явившегося в свою очередь результатом так называемой эпохи освободительных реформ в бывшей России»

0 коммент.:

Отправить комментарий