9 марта 2013 г.

Тюркизм в Азербайджане


Тюркизация. Многих термин тюркизация отпугивает, потому что в нем видят элементы этнического национализма. Это связано с тем, что в советское время нам навязывался стереотип, что якобы тюркизация является национализмом. Чтобы развеять данный миф, мы попытаемся раскрыть смысл этого понятия. Что же такое тюркизация?

Тюркизация подразумевает в первую очередь изучение истории тюрок Азербайджана. Вместе с изучением истории, это возвращение идентичности azeri-turk для тюркоязычной части населения Азербайджана. Понятие тюркизации также подразумевает глубокое изучение азербайджанского языка, развитие ее литературы и поэзии, перевод на азербайджанский язык художественных произведений и научных работ, написанных на разных языках мира, поднятие азербайджанского языка на принципиально новый уровень. Многие ученые сходятся во мнении, что в перспективе азербайджанский язык может стать универсальным языком общения всех тюркских народов.

Тюрки проживают на территории современного Азербайджана с древнейших времен. Самые ранние источники о тюрках в этом регионе, относятся к XV веку до нашей эры. Этот факт был раскрыт австрийским ученым Эрих Файглом, нашедшим памятник с древнетюркскими надписями в восточной Анатолии. Данный памятник относится к хурруритам, на основе культуры, которых возникло государство Урарту.

В более поздние времена на территориию Азербайджана переселялись и другие тюркоязычные кочевые племена. Долгое время, до создания государства Сефевидов, в XVI веке азербайджанский язык являлся языком армии и народа. Шах Исмаил Хатаи первым объявил в своей империи государственным языком – азербайджанский. С этого момента азербайджанский язык получил новый импульс к развитию. Шах Исмаила можно назвать первым тюркистом Азербайджана. С этого момента государственные дела велись на азербайджанском языке, началось бурное развитие поэзии на азербайджанском языке. Однако Шах Аббас, пользовавшийся поддержкой персов, отменил азербайджанский язык в качестве государственного языка, вернув персидский.

После оккупации Северного Азербайджана Российской Империей в XIX веке начались этнические эксперименты над народами, населяющими эти земли. Главной задачей имперской власти было ослабление мусульман в этом регионе. Власть была в руках у русских, а коммерция и банковское дело были в руках армян. Для национального возрождения азербайджанцев необходима была национальная идеология и ее распространение в широкие массы. Однако пресса и книгопечатание были под строгой государственной цензурой.

С 1905 года на территории Российской Империи были даны определенные свободы прессе и общественным организациям. Это позволило идеям тюркизации, исламизации и модернизации, выдвинутым выдающимся ученым-тюркистом начала XX века Али Беком Гусейнзаде, распространиться на широкие слои населения.

Развитие национальной идеологии привело к тому, что, получив минимальные возможности для независимости, в 1918 году была создана Азербайджанская Демократическая Республика. За время независимости АДР с 1918 по 1920 года благодаря политике тюркизации была восстановлена истинная идентичность народов Азербайджана, и азербайджанский язык был объявлен государственным.

Однако после оккупации Баку большевиками, образования СССР и прихода И.Сталина во власть началась борьба с тюркизмом, и многие тюркисты были убиты или изгнаны из страны. Вместе с уничтожением идентичности ”azeri turk” и заменой ее на идентичность «азербайджанец», была полностью искажена история азербайджанских тюрок.

В советские времена бурно процветал исторический ревизионизм. Идеологами СССР был выдуман миф о Кавказской Албании и Атропатене. Миф о Кавказской Албании гласит, что якобы никаких тюрок на территории Азербайджана не было, они пришли лишь в VII веке и ассимилировали албанцев, живших в Азербайджане и говоривших до этого на языке нахско-дагестанской языковой группы. Миф об Атропатене гласит, что якобы в Южном Азербайджане тоже не было тюрок, а были народы, говорившие на «древнеперсидском языке азери», которые позже были ассимилированы тюрками. Подделав историю о происхождении тюрок, правительство СССР добивалось уничтожения тюркской идентичности в Азербайджане.

Представители древней цивилизации, культура которых оставила свой след на территории от Тихого до Атлантического океана, назывались варварами, дикарями и разбойниками.

Параллельно с этим в Иране в 1945 - 1946 годах, зародилось мощное азербайджанское национальное движение. В тот период азербайджанцы были близки к созданию Азербайджанской Национальной Демократической Республики. Однако, Тегеранское правительство жестоко подавило данное движение, истребив при этом более 30 000 азербайджанцев. После этих событий иранские историки, выполняя заказ правительства, также начали искажать историю азербайджанских тюрок, называя их персами, поменявшими язык и ставшими тюрками. Отрицался сам факт существования азербайджанских тюрок.

Также в период уничтожения тюркской идентичности, понятие тюрок было заменено понятием азербайджанец. Это до сих пор вносит путаницу в национальную политику Азербайджана. Для того чтобы распутать этот узел необходимо разобраться с терминами нация и этнос.

Нация - это группа людей, объединенная социально-политическими связями. Этнос - это группа людей, объединенная общими признаками. У разных народов это могут быть разные признаки: происхождение, язык, культура, территория проживания и тд. В состав нации могут входить десятки и сотни этносов. В случае с азербайджанской нацией это и тюрки, и талыши, и лезгины, и курды, и таты, и аварцы и многие другие народы Азербайджана.

Термин азербайджанец является идентификатором нации и обозначает не только тюрок Азербайджана, но и остальные народы, которые исконно проживают на этих землях. Таким образом, понятие «тюркизация» подразумевает восстановление идентичности азербайджанских тюрок. А термин «азербайджанец» должно занять свое место, как термин, включающий в себя все народы населяющие Азербайджан.

Восстановление идентичности тюрок вовсе не означает противопоставление тюрок к другим народам Азербайджана. Существует стереотип, что формирование этнической идентичности происходит через противопоставление себя другим народам и якобы это может послужить причиной для будущих конфликтов. На самом же деле формирование этнической идентичности происходит на основе общих признаков. Этническое разнообразие может способствовать как консолидации нации, так и ее разложению.

Если же говорить про разжигание межнациональной розни, то следует отметить, что удобную платформу для этого создают коррумпированность властей и низкий уровень экономического благосостояния. И этой платформой активно пользуются зарубежные спецслужбы для разжигания межнациональной розни.

Подводя итоги, следует сказать, что на сегодняшний день история азербайджанских тюрок до конца не изучена. Еще Геббельс говорил: "Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять как стадом". Слишком много сил вокруг азербайджанских тюрок хотят добиться именно этого. Поэтому перед азербайджанскими тюрками, сегодня стоит задача: восстановление тюркской идентичности, глубокий анализ и изучение своей истории, культуры и языка, поиски места и роли Азербайджана в диалоге между Западом и Востоком, поиски исторической миссии Азербайджана в контексте мировой цивилизации.

Тюркизация и по сей день является одной из главных стратегических задач, стоящих перед Азербайджаном. Понимают ли это в Баку? Вопрос остается открытым.

Сынмаз Гара-Турал. Молодежная организация "Возрождение и Единство"

0 коммент.:

Отправить комментарий