3 июля 2013 г.

АРАБСКИЙ СЛЕД В ИСТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА


Многие из нас замечали, что между арабской и азербайджанской культурой, традициями и ментальностью, при всех различиях, существует и немало общего. В некоторых случаях наблюдается и внешнее сходство. С чем это связано? Ведь азербайджанцы относятся к тюркским народам, а арабы – семиты. Может, причина в общности религии и многовековых исторических контактах? Да, но не только. Дело в том, что арабы издревле проживали на территории Азербайджана и Ирана. С течением времени арабы, поселившиеся здесь во времена халифата, тюркизировались или иранизировались и влились в состав азербайджанского и других мусульманских народов Южного Кавказа.
АРАБСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
На карте Азербайджана существует немало населенных пунктов, начинающихся со слова “араб”. Жители некоторых из этих сел еще в XIX веке говорили на арабском языке. Так, выдающийся азербайджанский историк Аббаскули ага Бакиханов (1794-1847) в своем труде “Гюлистани-Ирем” пишет о существовании в его время отдельных групп арабов, сохранивших свой язык: “Две деревни в Кубинском, одна в Дербентском, две в Шекинском и большое племя в Ширванском уездах поныне называются арабами, и часть из них до сих пор говорит между собою испорченным арабским языком”.
Как память о когда-то проживавших в Азербайджане арабах здесь сохранились селения, названия которых начинаются со слова “араб”. Например: Араб (“араб”), Арабушагы (“дети арабов”), Арабсарван (“араб Сарван”, “араб, погонщик верблюдов”), Арабгадим (“араб Гадим” или “Староарабовка”), Арабмехдибей (“араб Мехди-бей”), Арабли (арабское), Араблар (арабы), Арабенгидже (“Новоарабовка”), Арабали (“араб Али”), Арабкеймураз (“араб Кеймураз”), Арабдагна (“араб Дагна”), Арабхаджи (“араб Хаджи”), Арабшамлы (“сирийские арабы”), Араббасра (“арабы из Басры”), Арабшейх (“арабский шейх”), Арабшахверди (“араб Шахверди”), Арабгияслы (“араб Гияслы”), Арабчалтыкчи (“араб-рисовод”), Арабджабирли (“араб Джабирли”), Арабхана (“арабский дом”), Араббабирхан (“араб Бабирхан”), Арабкардашхан (“араб Кардашхан”), Арабкукель (“арабский Кукель”), Арабоджаг (“арабский очаг”), Арабшаки (“арабский Шаки”) и др. Кроме того, арабы проживали и во многих селах, не имеющих в своем названии слова “араб”.
АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ
Откуда же появились арабские села на Южном Кавказе, и какова роль арабов в этнической истории Азербайджана? Как известно, уже в 642 г. на самой заре ислама, всего 9 лет после смерти Пророка Мухаммеда, арабские войска ступили на землю Азербайджана, и страна была постепенно завоевана арабами. Завоевание сопровождалось заселением территории отдельными арабскими племенами, воинами и семьями колонистов.
Арабский историк Йакут аль-Хамави (1179-1229) в своем труде “Муджам аль-булдан” (“Словарь стран”) описывает завоевание Азербайджана следующим образом: “В первый раз Азербайджан был завоеван арабами в правление халифа Умара ибн ал-Хаттаба, да будет им доволен Аллах! Умар назначил … Хузайфу ибн ал-Йамана правителем Азербайджана… Хузайфа двинулся во главе большой армии в Азербайджан и прибыл в Ардабил, который был тогда столицей Азербайджана. Однако еще до прибытия сюда Хузайфы марзбан (правитель) Азербайджана собрал здесь воинов из Баджарвана, Мимаза, ал-Базза, Сараба, Шиза, Майаниджа и других городов Азербайджана, и они вступили с мусульманами в жестокое сражение, которое продолжалось несколько дней. Но затем марзбан заключил с Хузайфой перемирие от имени всего Азербайджана, обязавшись выплачивать по 800 тысяч полновесных дирхемов, с тем, что никто из жителей не будет убит, не будет пленен, и ни один храм огня не будет разрушен…, а жителям Шиза не будут препятствовать исполнять во время их праздников пляски и совершать то, что они раньше совершали… Вслед за этим жители Азербайджана нарушили мирный договор, что заставило ал-Валида предпринять в 25 г. хиджры (645 г н.э.) против них поход. Он напал на жителей Мугана, Табриза и Тайласана (Талыш), захватил много добычи и пленных, а затем заключил с азербайджанцами такой же мирный договор, который был заключен до этого Хузайфой”.
В дальнейшем территория Азербайджана была включена арабами в состав эмирата Азербайджан, управлявшегося правителем, назначавшимся арабскими халифами. Даже после ослабления халифата и появления независимых государств на территории Азербайджана, в Ширване, пришла к власти арабская династия Мазъядидов, которая вместе со своими ответвлениями-ширваншахами Кесранидами и Дербенди управляла Ширваном с IX по XVI вв.
ЗАСЕЛЕНИЕ ЗАВОЕВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
С целью укрепиться на завоеванных землях арабы стали восстанавливать старые и строить новые крепости, проводить специальные пограничные линии. На завоеванные территории заселялись арабы. Причем это заселение осуществлялось как добровольным, так и административным путем. Арабы заселяли не только Азербайджан, но и почти все покоренные ими территории – Ирак, Иран, Центральную Азию. Халифы Омейады расселяли воинские гарнизоны с семьями в покоренных городах. В дальнейшем это население служило им источником воинской силы. К этим городам относятся Куфа и Басра в Ираке, Дамаск, Химс и Киннасрин – в Сирии, Фустат – в Египте, Шираз – в Иране, Мерв – в Хорасане. Войска, сформированные из басрийцев, направлялись в основном на север, в Закавказье, в том числе в Азербайджан. До сих пор в Азербайджане существует село под названием Араббасра (“арабы из Басры”). Практика переселения осуществлялась за все время существования халифата.
Академик Зия Буниятов в книге “Азербайджан VII-IX вв.” пишет, что “Маслама переселил в Дербент 24 тыс. арабских воинов из Сирии. Арабы поселили близ Дербента тысячи мусульман с семьями в существовавших и вновь построенных крепостях и опорных пунктах – в Рукеле, Кале-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге, Бильгади, Камахе, Баб-Ваке и других местах. Арабские поселенцы содержались за счет местного населения. Часть местного населения, проживавшего в этих местах, под натиском переселенце-варабов, которых поддерживали правители областей, вынуждена была перебираться в горы, на земли значительно худшие”.
Академик Наиля Велиханлы в своей статье “Изменение исторической географии Азербайджана в результате арабского завоевания” приводит подробную информацию о колонизации азербайджанских земель арабами: “Немного спустя, – пишет она, – на землях Аррана и Азербайджана оседают арабские переселенцы, которые поселялись целыми племенами на захваченных у местного населения землях вокруг Барды, Байлакана, Кабалы, Дербента, Варсана, Тебриза, Майаниджа, Барза, Нариза, Сарата (Сараба) и др. В Арране почти всегда преобладали рабииты, которые селились в Барде, Шемахе и Ширване. В Азербайджан, в первые же годы завоевания, переселились и мудариты, которые захватили “все возможное”, а местных жителей превратили в своих издольщиков (музари’уна). В Тебризе осели раввадиты, в Майанидже и Джилбайа – хамданиты, в Барзе – авдиты, в Наризе – та’иты, в Сарате (Сарабе) – киндиты и т.д.”.
СВИДЕТЕЛЬСТВА ДРЕВНИХ РУКОПИСЕЙ
О том, как, где и в каком количестве расселялись арабы в Азербайджане, свидетельствуют средневековые рукописные источники, сведения из которых приводятся ниже. Согласно “Дербент-Наме”: “В 733 г. Маслама заселил отдельные кварталы арабским населением, причем соответственно названиям областей именовались и квартальные мечети Дербента. Таких мечетей было семь: мечеть Хадари, Палестинская, Дамасская, Химская, Кайсарская, Джазирская и Мосульская”.
Ахмад ибн Куфи (умер в 926 г.) в труде “Китаб аль-футух” (“Книга завоеваний”) пишет: “Марван двинулся к городу ал-Баб, с ним было в то время 40 000 с лишним пленных кафиров. Марван обосновал часть из них в местности, называемой река ас-Самур до равнины земли ал-Курр”. Другой знаменитый арабский историк Ахмад аль-Балазури (ок. 820-892) в своей книге “Футух аль-булдан” (“Завоевания стран”) отмечает: “Когда арабы заняли Кавказскую Албанию, туда устремились их племена из двух округов (Куфы и Басры) и из Сирии, причем каждое из них захватило их земли, то, что могло захватить. А некоторые из них покупали землю у неарабов (аджам). Кроме того, ими были укреплены деревни для охраны, жители которых сделались таким образом работающими на них”.
Согласно книге “Тарих” (“История”) Ахмада Йакуби (ум. в 897 г.): “Харун ар-Рашид назначил правителем Аррана (Кавказской Албании) Йусуфа ибн Рашида ал-Мулами, и тот переселил в страну часть арабов-низиритов, так что в его правление их число значительно увеличилось, в то время как до этого здесь преобладали йеменцы. После него Харун ар-Рашид назначил Йазида ибн Мазйада ибн Зайда аш-Шайбани, и тот переселил туда из всех мест райатов, которые и составляют в настоящее время большинство арабов в Арране. После него (Йазида) правителем был назначен Абд ал-Кабир ибн Абд ал-Хамид из потомков Зайда ибн-Хаттаба ал-Адави, и тот отправился туда (в Арран) с отрядом из жителей Дийар-Мудара”.
Знаменитый историк Абу Исхак аль-Истахри (Х в.) в труде “Масалик аль-мамалик” (“Книга путей и стран”) пишет: “В горах Баб ал-Абваб (т.е. вокруг Дербента) есть укрепленные замки, построенные еще Хосроями. В них живут люди (войска), поставленные для охраны этих дорог, по которым хазары проходят в земли ислама. Таких замков четырнадцать, и живут в них люди (арабы) из Мосула, Дийар-Раби’а и Сирии, и они (замки) известны по именам этих племен. И арабский язык сохраняется здесь из рода в род…”
ИСТОРИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ: АРАБЫ В ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ
Арабские завоеватели оседали не только в Азербайджане – они проникли практически повсюду на огромной территории халифата от Испании до Таджикистана. Например, арабское племя “тазик” обосновалось в Центральной Азии и, предположительно, дало название современному народу таджиков. Арабы в годы халифата массово оседали в Ширазе и Хорасане и сыграли немалую роль в этногенезе живущих там персов. Ниже мы остановимся на колонизации арабами Южной Европы.
В жилах испанцев и португальцев также течет немало арабской крови, ибо с VIII по XIII вв. Арабский халифат омейадов, а также альморавиды и альмохады владели большей частью Иберийского полуострова, а последний оплот арабов в Испании – Гранадский эмират – просуществовал до 1492 г. После этого реконкиста завершилась, и Иберийский полуостров полностью перешел под власть и испанцев и португальцев. Однако полувековое господство арабов оставило значительный этнический и культурный след в этих государствах. Арабы смешались с местным населением и передали ему элементы своей культуры. Смешение продолжалось не только в годы господства халифата, но и после его поражения, ибо не все арабы (мавры) были изгнаны из Испании. Часть из них осталась, приняла христианство и слилась с местным населением. Их называли марранами. Часть богатых арабов, приняв христианство, влилась в состав испанской аристократии. В средние века у испанцев существовала своеобразная проверка того, принял ли мавр христианство по-настоящему или продолжает втайне исповедовать ислам: для этого новообращенному арабу предлагали отведать свинину. Тест на вино считался менее надежным, ибо часть мусульман могла его пить, считая употребление вина меньшим грехом, чем употребление свинины, ибо в Коране якобы нет строгого и однозначного на него запрета.
Арабское влияние заметно и в Италии, и на острове Мальта. Север Италии еще в римское время был заселен колонами, в том числе галлами и светлокожими семитами из Сирии, а позднее там осели германцы. Самый юг Италии и Сицилия в средние века были захвачены арабами-бедуинами и маврами. Это отразилось на антропологическом типе и менталитете населения двух частей Италии. Немало северян и южан до сих пор противопоставляют себя друг другу и даже существуют сепаратисты, предлагающие разделить Италию на два государства. Некоторые туринцы, флорентийцы, венецианцы и миланцы относятся к неаполитанцам, калабрийцам, сицилийцам предвзято, называя их мафиози, лентяями и даже “арабами” или “африканцами”. А неаполитанцы и сицилийцы, насмехаясь над более “европейской” внешностью, сдержанным и флегматическим темпераментом северян, в быту нарекли их tedesco (“немцы”), подразумевая, что северяне представляют собой ассимилированных немцев или же смесь французов с немцами. В этом есть доля истины, ведь если в средние века арабы сыграли определенную роль в этногенезе южных итальянцев, то на севере этнос формировался с участием германских племен вестготов и частично галлов.
АССИМИЛЯЦИЯ АРАБОВ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Так же, как народы Южной Европы – испанцы, португальцы и сицилийцы, мусульманское население Ирана и Южного Кавказа ассимилировало арабских пришельцев. Но, растаяв, арабы передали ему часть своей культуры, менталитета и антропологического облика. До сих пор и в Иране, и на Кавказе можно встретить людей арабского типа – с пухлыми губами, очень смуглой кожей и кучерявыми волосами. Это отмечал еще русский писатель В.В.Величко в своей книге “Кавказ” (СПб, 1904).
Тем не менее, ни на Южном Кавказе, ни в Иране, ни в Центральной Азии арабы не сумели превратиться в ведущую этническую доминанту. Причина в том, что арабских колонистов хотя и было относительно много, но они нигде не составляли большинства населения. Существовали отдельные села, где пришельцы-арабы составляли 100% населения, но они были окружены неарабскими селами. Поэтому в течение веков арабы утеряли здесь свой язык и растаяли среди местного населения. Сыграла роль и более высокая культура местных жителей, ассимилировавших арабов. В итоге, несмотря на политическое господство и интенсивное переселение арабов в эпоху халифата, местное население Азербайджана, Ирана и Центральной Азии сохранило свои языки, культуру и не подверглось этнической и языковой арабизации.
Фарид Алекперли, Доктор исторических наук

0 коммент.:

Отправить комментарий