3 января 2014 г.

ИДЕАЛ ТЮРКСКОГО ГОСУДАРСТВА XXI ВЕКА


Затрагивая различные идеологические аспекты, мы несправедливо обошли вниманием тему государства. А если быть точнее, тему идеального тюркского государства нынешнего времени. Каким оно должно быть с нашей точки зрения? Какую идею нести в себе? На кого равняться и с кого брать пример? Пришло время расставить все точки над "i".

Для начала сделаю отступление. Совершенно очевидно, что "идеал" является  чем-то абстрактным, тем, что в нашем понимании является совершенным, безупречным, лишенным изъяна. Точно также, совершенно ясно, что достичь абсолютного идеала не является возможным. Однако, можно максимально приблизиться к этому идеалу, и примеров из мировой истории тут полным-полно.

В последнее время, говоря о азербайджанских националистах, те или иные люди (будь они из нас или нет) делают странные, порой удивительнейшие выводы. Одни считают нашим идеалом единую тюркскую страну Туран, другие считают нас сторонниками национал-социалистического государства, третьи  представляют нас сторонниками возрождения тюрко-азербайджанской империи (а-ля неосефевизм), а четвертые и вовсе лепят нам клише либерастов, толерастов и мильтукультуралистов.

Все эти обвинения лишены какого-либо разумного основания и в своей основе строятся на личных догадках этих людей. Людям свойственно додумывать за других, не спрашивая своего вопроса открыто, напрямую. Видя у нас материалы, охватывающие разные периоды истории Азербайджана, упоминания как АДР, так и АзССР; как Азербайджанского легиона, так и участие азербайджанцев в рядах Красной Армии; наконец, наш антиисламизм и одновременное освещение колоссального вклада азербайджанцев в исламские науки, у них, как говорят ныне, происходит "разрыв шаблона".

Было бы странно, если было бы иначе. Зависимое и стереотипное мышление присуще людскому роду. Если ты сторонник Расулзаде, то какого черта смеешь  писать про период Азербайджана в составе СССР?! Если поминаешь Абдулрахмана Фаталибейли, то как можешь ты поминать и Ази Асланова?! Коли ты против исламистов, которых в последнее время пруд-пруди, от саудо-саляфитских проповедников до хомейнистов-иранофилов, то какого черта ты пишешь про выдающихся суннитских и шиитских ученых азербайджанского происхождения?!

Таково мышление живущих по шаблонам. Им невдомек, что презрение к СССР и рабам погибшей Империи не означает плевка на свою историю, даже на ее самые черные страницы. Они не понимают и не поймут смысла простых пяти слов "это была не наша война" и находясь в своем блаженном заблуждении, будут клеймить нас либо "фашистами" (деды-то воевали, ага), либо "совками"  (это националистов, ага). И точно так же, им кажется чем-то фантасмагорическим убежденный мусульманин, который почитает великих просветителей в истории ислама, но презирает неучей, фанатиков и лицемеров наподобие хомейнистов.

Без сомнения, эта их стереотипность распространяется и на наше видение государственного строя. Выше я уже изложил несколько вариаций того, какой тип государства мы, как полагают они, считаем идеальным. Но это их видение, взгляд со стороны. Теперь же настало время нашего ответа.

Азербайджанские националисты в лице Azeri nationalist 1/7 убеждены, что выбор того или иного государственного строя в разные периоды истории всецело зависит от реалий времени. Так, в Средние века тюркские государства в абсолютном большинстве основывались на феодально-теократическом строе. Проще говоря, в основе строили религиозные государства. Можно долго писать, рассуждать об этом, излагать сотни и тысячи, я уверен, обоснованных доводов того, что это было неправильно и государство, всецело основанное на религиозном мышлении - это не наш путь. Но мы не можем отрицать исторические факты. А они таковы, что в те времена точно такая же ситуация была, думаю не ошибусь если скажу, что во всем мире. В том числе и в Европе, так как монополия и радикально-агрессивная политика Римско-Католической церкви, Инквизиция, массовые гонения на "нехристей", многочисленные христианские военные ордена, фанатичные орды крестоносцев - все это из реалий того времени.

По этой причине, мы можем только принять данный исторический факт и, оплакивая жертв Чалдыранской битвы с обеих сторон, только признать, что таково было время и другого пути в те далекие времена попросту не было. Действительно, думаю каждому здравомыслящему человеку было бы абсурдно и комично представлять существование в те темные периоды истории демократическую Сефевидскую республику во главе с президентом Исмаилом Сефеви.  Однако, времена меняются, приходит весна. И эта прекрасная долгожданная весна приносит с собой появление на мировой арене нового, независимого и, что очень важно, прогрессивного тюркского государства под названием "Азербайджанская Демократическая Республика", которая на своем флаге отразила короткую, но универсальную формулу, тот самый несломленный идеал государства азербайджанских тюрков, который пережил кровавого левацко-большевистского монстра.

Звучит эта формула, этот идеал просто: Türkləşmək, islamlaşmaq, müasirləşmək ( "Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться"). Абсурдным было бы считать, что под "исламизированием" идеологи АДР понимали параноидальные разговоры о мировых заговорах, возвеличивание иранских мулл или соблюдение желательных молитв в повседневной жизни каждого азери тюрка. Не для этого они пролили столько пота и извергали тысячи слов против теократического невежества и отсталости, чтобы получив независимость, тут же вновь в него пасть. Речь о более глобальных вещах - исламском самосознании, истинном (а не ложном и двуличном) сотрудничестве и взаимопомощи между исповедующими ислам народами, НО сохраняя при этом свое "Я" и ни перед кем его не унижая. Как говорил Расулзаде, "... не существует христианской национальности и точно так же не существует и исламской. В этом большом мусульманском доме должны иметься отдельные комнаты для тюрков, персов и арабов".

Мы, не являясь адептами культа какого-то отдельного человека или идеолога, при этом отдаем предпочтение взглядам Мамед Эмина и Абульфаза Эльчибея. Что это значит? Мы свободны в выборе разных аспектов идеологии. Нам чуждо слепое следование за кем-то. Мы можем быть несогласными с "антиазерийской" (т.е. направленной против называния нашего народа "азери"; "азери тюрками") позицией Эльчибея и с считать маловероятной его теорию о изначальном тюркском населении Азербайджана, но это вовсе не означает, что мы ставим под сомнение его антикоммунистические взгляды или созданный во многом благодаря ему идеал национал-демократического Единого Азербайджана. Точно также, мы можем восхищаться политической отвагой Расулзаде, без конца внимать его  провидческим словам "Придет день, и солнце 28 мая вновь взойдет над Родиной", но это не означает нашего согласия с Мамед Эмин-беком абсолютно во всем, пусть даже мы и считаем его истинным лидером нашего народа. Однако, из идеологов тюркского национализма и тюркизма мы отдаем предпочтение двум вышеназванным.

Это означает, что наш идеал тюркского государства XXI века - это прогрессивное демократическое государство, которая выбирает прозападный путь развития, при этом заявляя открыто и без какой-либо фальши: "Нация первична!", этим заявляя приверженность идеям азербайджанского национализма (кроме собственно идеи воссоединения территориального единства азери тюрков, речь о первостепенной роли изучении родного языка, культуры, воздаяние должного родной истории, национальным героям, переосмыслении нашего исторического пути и т.д.) и здравого, основанного на равных правах и возможностях политического тюркизма, реального единства и взаимовыручки между независимыми тюркскими государствами. Твердо стоять на ногах и рука об руку идти к прогрессивному будущему, к новым достижениям и победам совместно с тюркскими братьями - вот наше стремление. Видеть Азербайджан и другие тюркские страны, объединенные в крепкий военный и экономический союз, и вместе сотрудничающие (или, что лучше, сами вступившие) с НАТО и ЕС - вот наша мечта.

Поэтому,  наш идеал тюркского государства XXI века - это не "новый каганат",  не единая страна Туран, не национал-социалистический Азербайджан, презираемый всеми, не либералистский, тонущий в грязи толерастии и безличия край, не провинция в составе России, Турции или Ирана, не пешка в руках фанатичных орд скрывающихся под маской "истинного ислама" арабофилов, а национал-демократический Азербайджан, близкий по типу нынешним странам Прибалтики или Польши, который, отдавая должное техническому прогрессу и развитию, не терял бы своего лица. Не Марксом и Энгельсом мы восхищаемся. Не Гитлером, Муссолини и Эволой. Но Пилсудским, Маннергеймом, Ататюрком и Расулзаде.

Alp-Oguz

0 коммент.:

Отправить комментарий