17 февраля 2014 г.

О ЕДИНСТВЕ ТЮРКОВ-ШИИТОВ И ТЮРКОВ-СУННИТОВ


По-настоящему здравая позиция касательно единства тюрков-шиитов и тюрков-суннитов в Азербайджане, на мой взгляд, лежит далеко не на тех принципах, которые высказываются ныне. Ведь что сегодня говорят наши соотечественники, когда затрагивается тема суннизма и шиизма? Они призывают полностью прекратить мусолить эту тему, с пеной у рта вопят, что между нами нет различий, это все надумано, что у нас один Бог, один Пророк, один Коран и т.д. и т.п.

Каково положение дел на самом деле? Заранее оговорюсь, я не призываю никого к вражде. Азербайджанцы-сунниты мои кровные братья, и по культуре, менталитету, языку, по повадкам, по крови и происхождению идентичны со мной, в отличие от того же араба-шиита. Не призываю я и к долгим утомительным дискуссиям. Мы неоднократно заявляли, что суннито-шиитские баталии у нас запрещены, для этого есть другие сообщества с соответствующей тематикой. Я лишь хочу высказать свою мысль и донести ее до Вас.

Итак, каково же истинное положение дел? Правда заключается в том, что общее между суннитами и шиитами как раз и заканчивается тем, что у нас один Бог, один Пророк и один Коран. Будем честны хотя бы между собой. Между нами не десятки и не сотни, а тысячи различий. И вопросы эти касаются не только и не столько шариатских постановлений, сколько самой основы исламского вероубеждения.

Различия касательно сущности Бога и Его атрибутов, различия в Единобожии (Таухид), Пророчестве (Нубувват), Имамате (который не принимается суннитами), посредничестве (тавассуль), мистическом пути приближения к Богу (тассавуф/ирфан) и многое-многое другое.

Таким образом, становится ясно, что человек, заявляющий: "между суннитами и шиитами нет различий!", либо откровенно лукавит, либо банально не обладает должными знаниями о своей религии. То есть что? Его вера (если он позиционирует себя как мусульманин, естественно) просто-напросто лишена убежденности. Он является суннитом/шиитом не потому, что искренне верит в истинность своего учения, а лишь потому, что он родился в суннитской/шиитской семье.

Нет, друзья, различия между нами есть. И их полным-полно. Но существование различий не означает, что мы должны вцепиться в горло друг друга. Мы имеем перед собой наглядный пример из тюркской истории, а именно - противостояние Османов и Сефевидов.

Османы были "флагманом" суннитского мира, Сефевиды же хотели стать (и на мой взгляд, стали) лидером шиитов. Сунниты называли турецкое османское государство не иначе, как "Османский халифат", в армии Сефевидов же, кроме тюрков служили шииты из числа персов, талышей, им симпатизировали курды-шииты и долгое время серьезной "головной болью" для османских султанов были турки шиитского вероисповедания восточных и даже центральных районов империи (вспомним хотя бы Пир Султана Абдала, близкого друга Шаха Исмаила).

Казалось бы, цели довольно благие. Два кровных брата хотят стать лидерами двух наиболее крупных течений ислама. В чем проблема? А проблема была в том, что османские и сефевидские правители, к сожалению, ушли в фанатизм и повернули оружие друг против друга. Представьте себе, какого бы величия мы достигли, не будь этого трагичного противостояния...

Здесь уместно привести цитату Нихаля Атсыза: "Кровавые войны тюрков-суннитов и тюрков-шиитов поставили свою печать на столетия. Эти войны помимо истощения ресурсов воюющих сторон поставили крест на возможном объединении тюрков".

Но в истории нет сослагательного наклонения, а потому, сегодня мы можем лишь вывести для себя уроки из нашего прошлого.

Какие  выводы мы должны сделать для себя? Прежде всего, не должно быть никакого смешения двух абсолютных разных мировоззрение, т.е. Ахли-Сунны и Ахли-Шиа. Сегодня есть много разных религиозных деятелей, которые либо намеренно, либо случайно смешивают между собой наши течения. В итоге получается каша, расхлебывать которую придется нам и нашим потомкам. Оставьте эти учения такими, какие они есть.

Не надо ради завоевания симпатий шиитов, искусственно превозносить Имама Али,  не надо  наигранно твердить о том, как якобы сунниты всегда поминали мученическую смерть Имама Хусейна. С точки зрения суннитского учения, Абу Бакр выше остальных халифов. То есть, самым достойным считается Абу Бакр, далее - Умар, за ним Усман, и лишь затем - Али ибн Абу Талиб. Традиция оплакивания смерти Хусейна в суннизме так же отсутствует.

И с точностью до наоборот: не стоит пытаться поменять, "суннитизировать" учение шиизма. Шиизм и шииты никогда не относились ни благосклонно, ни терпимо к первым трем халифам, к Аише, Хафсе, Муавии или Абу Хурейре. Хотите узнать, какое было к ним отношение? Поезжайте в шиитские районы Азербайджана и поинтересуйтесь у стариков. Несмотря на годы советской власти и атеистической пропаганды, среди народа сохранились пословицы, поговорки и привычки из повседневной жизни, в которых явно выражается настоящее, "нетолерантное" отношение шиитов к вышесказанным историческим личностям.

Да, шииту обидно, что суннит не считает Али самым достойным и не поминает мученическую смерть его Имама. А сунниту обидно, что шиит не любит и враждует с теми, кого он, суннит, считает самыми достойными. Это так, и отрицать сие бесполезно. Но означает ли это, что мы должны идти друг на друг с оружием в руках? Означает ли это, что из-за различий мы должны грызть горло друг другу? Совершать нападения на мечети, избивать адептов, совершать теракты?

Хотите знать ответ - посмотрите на Афганистан, Ирак, Сирию, Пакистан. Сегодня в этих странах доминирует религиозный фанатизм и граждане одной страны, часто одной крови и одного происхождения, режут, убивают и взрывают друг друга из-за различий в вероубеждении. Не знаю как Вы, а я этого не хочу. Нам нужно только и всего, что научиться более спокойно относиться к существующим отличиям между нами и правильно расставлять приоритеты.

TÜRK! Пойми, что дагестанец-суннит может разделять твои религиозные взгляды, но ты всегда будешь для него "цIпом" и презренным "кажаром". Перс-шиит будет вместе с тобой возглашать "Ya Əli!" и искренне хвалить достоинства Абулфазла Аббаса, брата Имама Хусейна. Но ты всегда будешь для него лишь "варваром", "дикарем" и "тюрком-ослом" (torke khar).

Мы для них никто, но мы родня друг для друга. Им плевать на наши проблемы и чаяния, нам - на их. Более того - наши цели и устремления идут вразрез с их целями. Поэтому, тебе придется выбрать свой путь: либо религиозный фронт и вытекающая отсюда вражда со своими сородичами, либо - национальное движение и освобождение всех оккупированных земель.

Alp-Oguz

1 комментарий:

  1. А почему вдруг я должен плохо думать о тюрке/сунните шиите/? Или вот ещё , почему я должен одинаково относиться к тюркскому турку и тюркскому узбеку?

    ОтветитьУдалить