14 июня 2014 г.

ИЛЬ - понятие «государство» у древних тюрков и их представления о государстве



Прежде чем приступить к рассмотрению политического устройства и правовых институтов тюркских государств VI—VIII в., необходимо дать ответ наследующие вопросы: «Какими были представления создавших великие государства тюрков о государстве вообще? Были ли у них четкие взгляды на институт государства?»

Ответить на эти вопросы можно лишь с помощью анализа сведений исторических источников.

Древние тюрки выражали понятие «государство» словом «иль».

Радлов, который первым перевел на немецкий язык орхонские надписи, предложил в качестве аналога слову «иль» термин «Stamm gemeinschaft» (племенная общность). Томсен же считал это слово равнозначным слову «империя» (Empire).

По моему мнению, обе интерпретации неудачны. Предложенные термины не являются полными аналогами слова «иль». Подлинный смысл «иля» выражается словами «организованное политическое сообщество, государство».

Слово «иль» в тюркских наречиях и диалектах имеет несколько очень близких по смыслу значений: «связь, узы, отношение, соединение, мир». На уйгурском языке глагол «ильмек» означает «закрывать». В джагатайском наречии оно имеет такой же смыл. В турецком языке существительное «ильмек» означает «связь», «то, что связывает». «Иль» в алтайском языке имеет смысловое значение «связь» и «отечество» . С якутского «иль» переводится как «хорошая дружба, любовь, мир, спокойствие, миролюбие» . В казанском наречии глагол «иллешмек» означает «привыкать, привязываться, часто посещать». Итак, мы видим, что во всех тюркских наречиях и диалектах слово «иль» прямо или опосредованно соответствует смыслу «связь, отношение, хорошее отношение, соединение».

Этот смысл в применении к большим человеческим коллективам может быть выражен только словами «объединенный, соединенный (политически организованный) народ, государственным образом организованная нация». Юридический термин для обозначения такой нации (народа) - «государство» .

Слово «иль» в древнеуйгурских документах всегда использовалось для обозначения государства.

В «Тюркском словаре» Махмуда Кашгари слово «иль» также выражает понятие «государство» . В «Кутадгу билиг» «иль» используется в аналогичном значении . Наконец, очевидно, что «иль» орхонских надписей означает «самостоятельное государство».

Согласно современным правовым воззрениям, условием существования государства является наличие властных отношений и правовых норм, которые объединяют народ, живущий в этом государстве. И древние тюрки считали, что существование «иля» обусловлено существованием власти. Власть в любой исторический период находится в руках той или иной прослойки, группы народа. Отношения с властью и степень участия в ней других слоев меняется в зависимости от формы правления.

В тюркских «илях» было три субъекта власти, три элемента, которые использовали власть: хан, беи и народ («будун»). Участие во власти этих трех элементов различно. Если власть хана всеобъемлюща, то власть беев относительно ограничена. А власть народа проявляется только в определенное время. Однако, согласно воззрениям тюрков, народ является постоянным источником власти.

В современной науке о праве считается общепринятым положение о том, что государство есть там, где существует политически организованная и самостоятельная людская общность. Слово «государство» выражает как власть, так и подчиненную этой власти организованную (структурированную) общность людей. У древних тюрков «иль» - это тоже политически организованная общность. Однако, по представлениям тюрков, для существования государства только организационного устройства недостаточно. Еще одним обязательным условием существования «илей» является независимость.

В период до Кутлуг-хана тюрки, несомненно, обладали организационной структурой. Однако, несмотря на то, что тюрками управляли тюркские же тудуны, они были китайскими чиновниками, исполнявшими распоряжения китайской власти. Тюрки, оставившие орхонские надписи, считали, что до Кутлуга у тюрков не было «иля». «Тюрки потеряли «иль» и «торе» -так говорится в орхонских надписях. Не было «иля», ибо не было независимости. Однако, согласно представлениям тюрков о государстве, и этого компонента было недостаточно для его функционирования. Требовалось третье условие - наличие авторитетной силы принуждения. Авторитет власти определяется степенью подчинения ей подданных.

Тюркский хан Кутлуг и его потомки не довольствовались завоеванием земли какого-нибудь племени. Они заставляли местное население беспрекословно подчиняться их воле и организовывали их административно.

Бильге-хан, обращаясь к тюркскому народу, говорит: «Бильге-хан организовал тебя благодаря твоей покорности».

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что древние тюрки представляли «иль» как единое целое, состоящее из трех частей: устройство (формирование), независимость и авторитетная власть. Кроме того, у «иля» должна быть определенная цель. В орхонских надписях этой целью провозглашается безопасность и порядок.

Орхонские надписи сообщая о завоевании Кутлугом и его преемниками определенной страны и покорении ее народа, тут же объясняют, что «он воцарил в народе мир и порядок».

Но у государства, кроме задач водворения мира и порядка, есть и другая высокая цель: обеспечение справедливости. Справедливость -это цель и одновременно условие существования тюркского «иля». В орхонских надписях говорится о том, что причиной падения государства Бумина был отход беев от принципа справедливости.

В соответствии с представлениями тюрков, оставивших нам орхонские надписи, «иль» можно охарактеризовать следующими словами: Иль - это самостоятельная политически организованная общность, подчиняющаяся авторитетной власти, имеющая своей целью обеспечение безопасности и справедливости.

В этом состоят воззрения великого тюркского рода, основавшего очень много государств, на сущность государства и на его цели и идеалы.

Садри Максуди, из книги "Тюркская история и право".

0 коммент.:

Отправить комментарий