30 мая 2014 г.

АМИР ТИМУР И АЗЕРБАЙДЖАН



Амир Тимур - великий завоевать в истории Тюркского мира, личность которого и поныне почитается в Азербайджане. Азербайджанские историки могут критиковать Чингиз-хана, Батыя, могут презирать османского султана Селима, но подавляющее их большинство не скрывает своей симпатии к Амиру Тимуру. Что же такого хорошего сделал "кровожадный" и "жестокий" Амир Тимур, что и ныне его память свято почитается в Азербайджане как "основателя Турана"? Этому есть несколько объяснений. Ниже мы выбрали наиболее интересные исторические факты из большой статьи С.Ахмедова "Амир Тимур в истории и культуре Азербайджана". Приятного чтения!

Во второй половине XIV века территория исторического Азербайджана входила в состав монгольского государства Джалаиридов. В северо-восточных областях Азербайджана, в области Ширван, находилось государство Ширваншахов, однако оно не было независимым, находясь в вассальной зависимости от Джалаиридов. Десятки восстаний местного населения жестоко подавлялись, все попытки создания независимых государств, пресекались монгольскими войсками. Походы Амира Тимура в 1385 - 1395 годах, войны с Джалаиридами, конечно, нанесли большой урон экономике азербайджанских городов, но они же принесли нечто большее - государству Джалаиридов был нанесен смертельный удар и тем самым был ускорен процесс создания независимых азербайджанских государств. Таким образом, Амир Тимур способствовал освобождению территории Азербайджана от монгольского господства.

Вызывает интерес отношение Амира Тимура к государству Ширваншахов. Это азербайджанское государство со столицей в Шемахе возглавлял ширваншах Ибрагим I, неординарная личность, сыгравшая большую роль в истории Азербайджана конца XIV - начала XV веков. Амир Тимур, которого долгие годы выставляли только как разрушителя и завоевателя, мог ликвидировать государство Ширваншахов, стереть с лица земли города Ширвана. Однако он стал оказывать поддержку мероприятиям Ибрагима I, направленным на восстановление экономики и культуры региона. Ибрагим I вошел в историю Азербайджана как справедливый и мудрый правитель. Девиз "Сила в справедливости" являлся основным духовно-нравственным критерием и мерилом Амир Тимура. Не потому ли он покровительствовал ширваншаху Ибрагиму I и его созидательной политике? Тимур настолько был верен справедливости, что казнил своего сына за то, что тот приставал в Ширване к дочке бедняка.

В истории Азербайджана конца XIV - начала XV веков Ширван указывается как наиболее стабильный в политическом и экономическом развитии регион, сооружения мастеров ширванской и абшеронской архитектурных школ до сих пор удивляют современников, и, пожалуй, необходимо помнить, что стабильность и развитие Ширвана обеспечивались не только мудрой политикой ширваншаха Ибрагима I, но и копьями армии Амира Тимура.

Так, крупной угрозой для Ширвана было государство Золотая Орда. Правитель этого государства хан Тохтамыш постоянно совершал разрушительные походы, в 1382 году ему даже удалось дойти до города Тебриза и разрушить его. Когда ширваншах Ибрагим I стал укреплять город Дербент, северный пограничный город Ширвана, Амир Тимур оказал ему поддержку. В 1395 году Амир Тимур предпринял поход против Тохтамыша. Активное участие в походе принял ширваншах Ибрагим I, войска которого вошли в состав тимуровской армии. После разгрома хана Тохтамыша в победоносном сражении на реке Терек, угроза северным границам Ширвана миновала. Таким образом, Амир Тимур способствовал прекращению набегов Золотой Орды, и после этого почти на полтора века Азербайджан был избавлен от угрозы с севера.

Походы Амира Тимура способствовали улучшению состояния экономики Азербайджана по сравнению с монгольской эпохой. Экономический рост объясняется следующими причинами. В своих походах Амир Тимур руководствовался принципом "мир будет благоденствовать благодаря торговым людям", стараясь создать единое торгово-экономическое пространство, обеспечить безопасность торговых путей, развитие ремесла и торговли. В его походах на Азербайджан не наблюдается тех жестокостей и разрушений, которые принесло с собой монгольское нашествие в начале ХIII века. Разгром войск хана Тохтамыша, последующее разорение Амир Тимуром городов Золотой Орды способствовало перемещению торговых путей к югу, то есть в Азербайджан. Южный маршрут Великого Шелкового пути, от Китая через Самарканд в Европу вновь стал проходить через азербайджанские земли, в первую очередь через Тебриз. Именно этим объясняется значительный скачок в развитии Тебриза и превращении его в ХV века в один из крупнейших городов Востока.

Амир Тимур поддерживал тех местных правителей, чьи усилия были направлены на прекращено междоусобиц и централизацию власти, например, как было указано выше, он поддерживал ширваншаха Ибрагима I.

Амир Тимур известен в Азербайджане и созидательными делами. Так, средневековый летописец Шараф ад-Дин Йезди, сопровождавший Тимура в его походах, в работе "Зафарнаме" указывает, что по приказу Амира Тимура был восстановлен город Байлакан. Этот азербайджанский город в свое время оказал ожесточенное сопротивление монгольским войскам полководцев Субудая и Джебе и был разрушен до основания. По сведениям летописца, для восстановления города был определен план города, отмечены места 4-х рынков, бани, караван-сараев, площадей, садов, жилых зданий.

Археологические раскопки в Байлакане, проведенные экспедицией азербайджанских археологов под руководством доктора исторических наук Г.М.Ахмедова, позволили обнаружить сооружения, восстановленные по приказу Амира Тимура. В археологической литературе эти сооружения получили название "тимуровская часть" города Байлакана. Таким образом, Амир Тимур способствовал экономическому развитию Азербайджана в начале ХV века.

В результате походов Амира Тимура были восстановлены культурные связи между городами Азербайджана и Узбекистана, находившиеся на высоком уровне к XII веку, но нарушенные в эпоху монгольских завоеваний. Особенно явно это проявляется в сохранившихся архитектурных сооружениях, причем взаимообогащение архитектуры шло путем проникновения и слияния творческих идей и направлений. Исследователь С.Судаков прочитал на трехчетверной колонке "морпич" (жгутообразная колонна) западного пилона 2-й арки портала дворца Ак-Сарай в Шахрисабзе имя мастера мозаичной и майоликовой изразцовой облицовки, запечатленное дважды - "Работа Мухаммед Юсуф Табризи".

Летописец Шараф ад-Дин Йезди указывал, что азербайджанские мастера работали при строительстве мечети Биби Ханым. Из Азербайджана на юго-восток Средней Азии перешли нетрадиционные для Маверранахра конические шатры, наблюдаемые в мавзолее бухарского комплекса Чашма-Аюб, мавзолее Хазрат-и Имам ансамбля Дар-ус Саадат в Шахрисабзе. В то же время гофрированная поверхность в архитектуре проникла в Азербайджан по маршруту: Хорезм (здесь она изобретена) - Хорасан - Азербайджан - далее в Малую Азию.

Исследователь архитектуры и искусства Средней Азии Г.Пугаченкова указывала, что в первой половине XIV века декор сооружений Азербайджана отличается от декора сооружений Хорезма и Маверранахра, но уже во 2-й половине XIV - начале XV веков трудно отличить декор сооружений Самарканда и Табриза, настолько гармонично сочетаются разные методы и приемы. Причем необходимо отметить, что это не простое повторение канонизированных эталонов, а дальнейшая творческая разработка на обновленной художественно-образной основе.

По заказу Амира Тимура для мавзолея Ахмеда Ясави был отлит бронзовый котел. Работы узбекского теолога и поэта Ахмеда Ясави (1105-1166 гг7) оказали большое влияние на развитие философской мысли Азербайджана, а идеология ясавизма оказала влияние не только на его эпоху, но и последующие периоды. На котле имя Амира Тимура указано как "повелитель народов Тимур Гураган". Как видно из другой надписи, котел был изготовлен в 801 (1399) году азербайджанским мастером по имени Абд ал-Азиз, сын Шараф ад-Дина Тебризи. Необходимо отметить, что надгробие Ахмада Ясави в мавзолее также изготовлено тебризскими мастерами из темно-зеленого тебризского мрамора.

Культурные связи между азербайджанским и узбекским народами в эпоху Амир Тимура и его потомков наблюдались также в области литературы и музыки. Так, узбекский поэт Кутб (уроженец Хорезма) перевел на узбекский язык поэму "Хосров и Ширин" выдающегося азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви, отметив: "Из меда Низами сварил я халву", другой узбекский поэт Хайдар Хорезми перевел "Сокровищницу тайн" Низами, отметив: "Я приготовил это приятное блюдо, /Придав ему вкус стихов Шейха Низами. /Его дыхание вдохнуло в меня душу, /Его мысли вдохновили меня."

Уроженец азербайджанского города Марага, музыковед Абдул Кадыр ибн Гейба аль Марагаи (1353-1435), написавший ряд трактатов по теории мугамов, был приглашен Амир Тимуром в Самарканд и работал при его дворце.

В начале ХХ века в работах лидеров национально-освободительного движения Азербайджана М.Расулзаде (1884-1955 гг.), Али бека Гусейнзаде (1864-1940 гг.), Ахмед бека Агаева (1869-1939 гг.) образ Амир Тимура получил новый облик - как символ величия тюркского мира. Особое внимание привлек образ Амира Тимура в годы существования независимой Азербайджанской Республики (1918-1920 годы).

В 1916 году азербайджанский поэт, писатель, драматург, публицист и общественный деятель Мамед Сеид Ордубади (1872- 1950) написал работу "Тимур и Ильдрым Баязид". Вероятно, это была подготовительная работа к написанию сценария. В работе образ Амира Тимура трактуется положительно, как значительной фигуры тюркского мира, стремившегося к объединению. Однако последующие политические события не позволили М.С.Ордубади продолжить работу над драмой. В годы советской власти образ Амира Тимура был подвергнут очернению, драму не разрешили ставить и даже не опубликовали. Однако, к счастью, рукопись сохранилась и ныне хранится в Институте рукописей им. Физули Национальной академии наук Азербайджана (архив М.С.Ордубади, инв.N Б-1073).

В годы существования независимой Азербайджанской Республики (1918- 1920 годы) образ Амира Тимура пропогандировался как символ величия тюркского мира, что получило свое отражение даже при создании символики республики. Так, в 1919 году был издан приказ военного министра генерала Самед бека Мехмандарова о форме Боевого знамени воинских подразделений армии Азербайджана. В приказе особо оговорено, что навершие знамени должно быть в виде копья, в честь навершия копья знаменитого полководца тюркского мира Амира Тимура, а один из орнаментов на полотнище знамени должен быть в виде орнамента с мавзолея Гур Эмир. К сожалению, в 1920 году с оккупацией Азербайджана войсками Советской России Азербайджанская Республика и ее символика были ликвидированы.

К образу Амира Тимура обратился известный азербайджанский поэт, дра- матург и общественный деятель Гусейн Джавид (1882-1941 гг). В начале 20-х годов он уже был известен в Узбекистане. Так, в декабре 1920 года прошла премьера драмы Г.Джавида "Иблис" в Ташкенте в постановке Узбекской государственной труппы на азербайджанском языке. Позднее драма была переведена и уже в 1923 году поставлена на узбекском языке. Ташкентская газета "Коммунист" 24 ноября 1923 года писала: "Иблис" - это произведение не есть какое-либо случайное явление на сцене, в нем одно из первых проявлений революции в умах и, в этом смысле, большой шаг в литературе. Это новое произведение, которое, опрокинув прогнившие здания, воздвигает на их месте крепкую и здоровую философию жизни". Зрительный зал на "Иблисе" был всегда переполнен.

При работе над образом Амира Тимура Гусейн Джавид столкнулся с большими трудностями. Так, в Советском Союзе Амир Тимур преподносился как жесткий завоеватель. Достаточно вспомнить диалог двух героев из знаменитого произведения советского писателя Аркадия Гайдара "Тимур и его команда": "Кто такой Тимур?" "Тимур - злой, хромой, из средней истории"." В такой обстановке осветить образ Амира Тимура было сложно, и с самого начала Г.Джавид столкнулся с давлением властей. Историческая драма была закончена в 1925 году, авторитет Г.Джавида в культурном мире Азербайджана был высок, и драму разрешили поставить на сцене под названием "Хромой Тимур". Несмотря на все попытки, автор отказался что-то менять в драме и не дал очернить облик Амира Тимура.

15 ноября 1925 года бакинская газета "Коммунист" опубликовала информацию о том, что в Драматическом театре им. Д.Буниятзаде начались спектакли драмы "Хромой Тимур" (гл. режиссер - А.Туганов, режиссер - А.М.Шарифзаде). Однако недовольству властей не было предела: в драме образ Амира Тимура не вписывался в рамки советской идеологии, автор показал его не как злого, жестокого хромца, а как величайшего полководца, объединителя Тюркского мира, покровителя наук, искусств, ремесел и торговли. Уже 24 ноября некто под псевдонимом "Критик" в газете "Коммунист" указал, что "Хромой Тимур" написан и поставлен с некоммунистической точки зрения, и драму надо запретить. Однако авторитет автора был высок, и спектакли в этом сезоне продолжались.

В 1926 году Академический театр Азербайджана вновь поставил в Баку пьесу "Хромой Тимур" Г.Джавида. В главной роли сыграл знаменитый артист драматического плана Сидги Рухулла. Зрители с восторгом приняли спектакль, однако на этот раз Г.Джавиду и руководству театра было настоятельно рекомендовано больше не ставить драму, где Амир Тимур показан в привлекательном виде. Когда в 1937 году Г.Джавид был арестован, среди многочисленных обвинений, предъявленных ему, было и обвинение в пропагандировании личности Амира Тимура. Драматург был осужден на 8 лет и отправлен в лагерь в Магадане. К месту ссылки, которое стало и местом его смерти, драматурга отправили в тюремном вагоне через родину великого Амира Тимура - Узбекистан.

В 1973 году киностудия "Азербайджанфильм" сняла картину "Насими" о жизни и творчестве великого азербайджанского поэта Имадеддина Насими. Съемки фильма помимо Азербайджана велись в Самарканде, Бухаре и Хиве. В кинокартине Амир Тимур был показан не только как полководец, но и как правитель, стремящийся к объединению и прогрессу. В роли Амира Тимура сыграл известный азербайджанский актер Юсиф Велиев, в роли сына Тимура Мираншаха - актер Мухтар Маниев. В 1974 году на VII Всесоюзном кинофестивале в Баку фильм был удостоен специальной премии как лучшая художественная картина исторического плана.

В 1983 году была экранизирована драма Г.Джавида "Хромой Тимур". Впервые после долгого перерыва азербайджанский зритель вновь увидел великого полководца безо всяких клише и политических заказов. Образ Амира Тимура создал талантливый азербайджанский актер драматического плана Гамлет Ханызаде, которому в полной мере удалось показать величие и мудрость одного из крупнейших правителей Тюркского мира.

#Tarix

0 коммент.:

Отправить комментарий