14 июня 2014 г.

КИРКУКСКАЯ РЕЗНЯ 14 ИЮЛЯ 1959 ГОДА



Мой единокровный брат-туркман... Мои Киркук, Мосул, Эрбиль, Телафер, Мендели... В наших жилах течет одна кровь, мы говорим на одном языке, слушаем одни и те же песни, но как мало знаем друг про друга. Точнее, это мы знаем мало про вас, братья. История рассудила так, что мы оказались в разных условиях, в противостоянии с разными врагами, и в итоге вы оказались в составе другого государства. Но вы доказывали неоднократно, что являетесь сыновьями Единого Азербайджана, внуками кызылбашей и Шаха Исмаила. 7 шахидов из Сулеймании, захороненных на "Türk Şəhidliyi" в Баку, - яркое тому подтверждение.

Но не пора ли и нам ответить на зов Киркука? Не настало ли время протянуть руку помощи, выразить поддержку нашим братьям хотя бы на словах? Туркманы в Ираке и Сирии поминают Ходжалы, устраивают акции памяти, выражают соболезнования. Но почему мы не говорим про резню туркман 14 июля 1959 года?! Почему мы молчим про курдскую агрессию в отношении азербайджанских тюрков, будь то Сулдуз или Киркук?! Настало время исправить свои ошибки, соратники.

Мы представляем Вашему вниманию первый русскоязычный текст про Киркукскую резню 14 июля 1959 года, когда курдские бандиты в течение трех дней жестоко убивали и калечили тюркское население Киркука. Позже, спустя ровно 20 лет, этот же сценарий курды повторили в Южном Азербайджане, в городе Сулдуз. Но получили достойный отпор от местного населения и карапапахских отрядов, которые не дали курдам окончательно "курдизировать" город. Текст написано неким Али Керкуклу несколько лет назад, поэтому данные о нынешнем положении туркман могут отличаться от сегодняшних условий.

KƏRKÜK TÜRKDÜR, TÜRK QALACAQ!
____________________________________________________

Это случилось в первую годовщину республики - 14 июля 1959 года. Киркук был украшен почти сотней триумфальных арок. В предвкушении торжеств и церемоний в городе царила атмосфера праздника. Жители Киркука были одеты в национальные одежды и ждали начала церемонии празднования. С 18:00 часов и далее, жители выходили на улицы. Они пели и играли в национальные игры во время застолья. В 19:00 начался официальный парад.

В это же время, повстанцы ДПК (Демократическая Партия Курдистана) согласно плану, составленному с Организацией Народного Сопротивления, бОльшая часть которого была составлена из курдов, скандировали различные анти-тюрские лозунги.

Официальный кортеж достиг кафе на улице Атлас, когда зазвучали первые выстрелы. Сразу после этого в ход пошло автоматическое оружие. Курдские бандиты в первые минуты обстрела убили владельца туркманского кафе - Османа Хыдыра. После этого, привязав один конец веревки к ногам Османа, а другой к мотоциклу, начали таскать по земле труп. Безоружные туркманы, праздновавшие первую годовщину Республики, которая стала распадаться, попали под обстрел.

В результате этого, началась бойня, длившаяся три дня и три ночи, и получившая название "Киркукская резня".

Туркманские лидеры Ата Хайруллах и Ихсан Хайруллах были казнены курдами.

Незамедлительно был объявлен комендантский час, что вынудило людей оставаться у себя в домах. Как было выяснено позже, запрет распространялся только на туркманов.

Нападавшие открыли огонь из минометов по крепости, где проживали туркманы; однако в саму крепость войти им не удалось. В это же время, были проведены запланированные рейды по определенным домам, для выполнения плана по уничтожению лидеров туркманской общины. Многие лидеры общин были доставлены в киркукские казармы, на основе того, что они находились в розыске 2-го дивизиона командования. В казармах над ними прошел так называемый "народный суд", который в течении пяти минут вынес им приговор и расстрелял. Курдские солдаты, офицеры и гражданские организации заключили договоренность с курдскими коммунистами по уничтожению туркман.

Кровожадные курдские бандиты проводили рейды по туркманским домам, сотнями арестовывая их. Людей загоняли в бараки и убивали штыками и прикладами. Некоторые туркманские лидеры, которых вытащили из дома, были расстреляны из пулемета на глазах у своих семей. Озверевшие бандиты вырезали целые семьи, не щадя стариков и детей.

Некоторых из пленных разрывали на части, привязав веревки к их ногам и к двум внедорожникам, двигающимся в противоположные направления. Трупы тащили по улицам и складывали в грузовики и прицепы тракторов. Туркманскую интеллигенцию, ремесленников и молодежь, являющуюся бьющимся сердцем и душой страны, убивали бесчеловечными способами, давя машинами, пытая электричеством и оставляя под солнцепеком. Некоторых хоронили заживо. Другим выкалывали глаза. Помимо убитых, были тысячи ранен туркман. Очевидцы происходящего теряли рассудок и впоследствии сходили с ума.

Больницы были полны ранеными, школы же переделали в лагеря для пленных, потому что в тюрьмах и изоляторах не хватало мест.
Пока происходили эти зверства, были разграблены дома, торговые центры и магазины, принадлежащие тюркам. Помимо потери собственной безопасности, туркманы потеряли свое имущество и транспортировались грузовиками в северные районы. Помимо всего прочего, хаос увенчался большим количеством поджогов во всем Киркуке.

19 июля 1959 года, посол Великобритании в Багдаде, отправил отчет в Министерство Иностранных Дел в Лондон; Второй дивизион Иракской армии, состоящий из курдов, также участвовал в атаке, из-за чего контроль над ситуацией был потерян 15-го числа. Несмотря на то, что некоторые туркманы пытались спастись в замке Киркука, курды, организовавшие резню, стреляли по ним из миномета в надежде вынудить спасавшихся выйти из убежища.

30 июля 1959 года, посол Великобритании в Багдаде направил в МИД телеграмму, где описывал реакцию Премьер-министра Абдель Кассима, сообщившего журналиста о 120 убитых и 140 раненых, все из которых были туркманами.

31 июля посол Великобритании направил в МИД телеграмму, сообщающую о его взгляде на ситуацию и размышления. Телеграмма содержала следующее:

Премьер Министр Абдель Кассим сказал: "покажите мне хотя бы одного убитого человека (курда), врагами народа были те, кто таскал людей по улицам (в это время были показаны фотографии трупов туркманских женщин и детей).

Ала Бешир, который находился недалеко от центра событий в Багдаде, написал следующее в книге "The Insider":

"В 1959 году в богатом нефтедобывающем городе Киркук во время праздника, связанного с годовщиной военного переворота и падением монархии, произошла резня туркман, которые составляли бОльшую часть населения и держали в руках коммерческую и деловую жизнь города. Дома и предприятия туркман были разрушены и разграблены, отцы и их дети подверглись нападению и были расстреляны."

Мы не забыли тех, кто совершил эту бойню и хотел уничтожить туркман в Киркуке - курдских коммунистов, курдских солдат, повстанцев КДП, жестоко убивавших невинных в течении трех дней и ночей.

Это событие нашло отклик в американской прессе. "Нью-Йорк Таймс" сообщала по этому поводу:
"Киркук расположен в 150 милях к северу от Багдада, большинство населения состоит из зажиточных туркман. Организация Народного Сопротивления, в большинстве своем состоявшая из курдских коммунистов, объединилась с армией".

Те, кто вчера хотели уничтожить туркман, сегодня на политической арене.

Вчерашняя политика арабизации населения и попытки уничтожения тюркской идентичности, сегодня, после вторжения США в Ирак, превратились в "курдскую политику". Курды начали мигрировать в область (Киркук). В некотором отношении эта миграция напрямую поощрялась. Курды строили свои дома на пустых участках, но иммиграция была такой интенсивной, что режим Саддама не смог ее контролировать, и курдов стали поселять в дома, предназначенные для работников нефтяной промышленности, в военных штаб-офисах, объектах социальной сферы и даже в раздевалках стадиона Киркука. 700 000 курдов были поселены в палаточном городке, согласно запланированной программе.

Те курды, что пришли со своими палатками, сегодня имеют в собственности недвижимость. Курдские группы получали поддержку от государства, ввиду статуса мигрантов. Они были обеспечены едой, рабочими местами, заработной платой и жильем.

Курды сделали всё, чтобы включить Киркук в так называемый "Курдский регион", но получится ли у них это? Нет, у них не получилось, и не получится с этого момента.

С момента вторжения в Ирак в 2003 году, многие туркманы были похищены ради выкупа, а их товары были изъяты. Безопасность Киркука контролируется США и курдами, но никто, кроме туркман не был похищен. Это наводит на размышления.

В дополнение к этому, туркманы лишены права участвовать в серьезных общественных делах, решающих судьбу Киркука. Их запугивают и подавляют во время недовольства, также угрожая арестами. Туркманы потеряли свои рабочие места и лишились права работы в государственном секторе. Незаконные изменения в демографии и этнического состава населения проводится силой оружия, коренные жители Киркука вынуждены мигрировать из-за давления местной власти. Это происходит в современном мире и на глазах у всех правозащитных организаций.

Они спокойно следят за всем: за несправедливостью, резней, угнетениями, гонениями и махинациями на выборах. В чем причина их бездействия? Может ли Вы ответить на этот вопрос?

Хотелось бы сказать тем, кто угрожает нам убийствами, угнетает нас и недоволен нашим существованием - нравится вам это или нет, но мы всегда здесь были и никогда не уйдем.

Это земля наших предков, и мы тут родились.

Мы не забыли наших мучеников и не забудем, пусть земля им будет пухом.

0 коммент.:

Отправить комментарий