4 января 2015 г.

МИСТИЦИЗМ ТЮРКСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА: БОЖЬЕ ВОЙСКО



Скажу честно: приступая к написанию данного материала, я планировал одну, но интересную и информативную статью. Но я наткнулся на такое количество источников по выбранной теме, что решил разделить эту громадную писанину на несколько частей.

В политических идеологиях мистицизм занимает особое место. Особенно, в идеологиях правых. Национализм призывает бороться не за класс, а за Нацию в целом. И само собой разумеется, что свой фундамент национализм строит из родной истории, культуры и мифологии. Желая описать величие Нации и призвать своих сородичей в великим деяниям, национализм каждого народа ставит перед людьми возвышенные идеалы. Такие как, великие предки, великое прошлое, частичка родной земли, облаченная в траур.

Не надо идти далеко за примерами. Скажем, немецкие национал-социалисты искренне считали, что германские руны имеют магические свойства. Если Вы помните, то у каждой дивизии СС была своя руна, которая бралась из истории германских народов. Наиболее популярными рунами были такие, как тюр, альгиз, ансуз, одал и т.д. Нацисты не только прославляли древние германские племена, но и верили в то же, во что верили их предки.

Использование в германской пропаганде различных вариаций свастики, различные оккультные символы (такие, как Черное Солнце), вера в Вальгаллу - обитель павших воинов, замок СС Вевельсбург, где нацисты проводили различные оккультные обряды, и самое интересное - целая организация "Аненербе", созданная для оккультной поддержки Третьего Рейха - яркое тому подтверждение.

Другой такой пример мистицизма в национализме - русский национализм. Образы великих воинов (Святослав, Евпатий Коловрат, различные русские богатыри), вкупе с великой общей родиной славян (Русь, Славия), той же верой в магические свойства рун и т.д. и т.п. - что это, если не мистицизм?

Тюркский национализм не столь подвержен влиянию мистицизма. Возможно, главнейшей тому причиной является ислам. Как можно быть мусульманином, но при этом верить, что тюркские руны обладают сверхъестественной силой? Это противоречащие друг другу убеждения. Но несмотря на ислам, мистицизм (правда, в гораздо "приземленной" форме) не чужд и тюркскому национализму. Прежде всего, в рамках этой статьи, поговорим о взаимоотношении Тюрка и Бога (Тенгри / Танры).

Как известно, тюрки издревле верили в единого Бога. Ибн Фадлан, арабский путешественник X века, пишет:

«А если кого-нибудь из них постигает несправедливость или случится с ним что-либо неприятное, он поднимет свою голову к небу и говорит: "Бир тенгри", а это по-тюркски "[клянусь] богом единым", так как "бир" по-тюркски "один", а "тенгри" на языке тюрок — "бог"».

Но самое интересное для нас - это отношения между Тюрком и Тенгри. Огромное количество источников говорят нам о том, что сами тюрки считали себя эдаким "войском Бога". Интересно, что это убеждение оставалось и после принятия ислама. Получается примерно такая картина: тюрок верил в Аллаха, искренне молился, соблюдал пост, отдавал закят, но глубоко в подсознании знал, что он - из "Божьего войска". Приведу несколько источников.

«По милости Тенгри, воины моего отца, кагана, были как волки, а их враги как овцы».

[Кюльтегин, Большая надпись]

Но не только Тюрк считал так, но и окружавшие его народы считали тюрков "бичом Божьим". Исидор Севильский пишет про гуннов Аттилы:

«Они были гневом Господним. Так часто, как его возмущение вырастает против верующих, он наказывает их Гуннами, чтобы, очистившись в страданиях, верующие отвергли соблазны мира и его грехи и вошли в небесное королевство».

[ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ, ИСТОРИЯ ГОТОВ]

«Вовсе не зная, что, кроме Мэотиды, существует еще другой мир, и приведенные в восхищение скифской землей, они(гунны), будучи догадливыми, решили, что путь этот, никогда ранее неведомый, показан им божественным [соизволением]».

[Иордан, "О происхождении и деяниях гетов"]

«Когда воцарилась арабы, они совершенно истребили язычников-персов, а также уничтожили греков, преследовавших христиан. Их царство блистало до того времени, пока там царствовали праведные пари, которые не преследовали православных. После многих лет, как они царствовали, [господь] удалил от них свою помощь. Вновь возвысились греки и стали господствовать над Арменией и Капподокией. И вместе с тем, как они воцарились, они быстро возобновили свои злые нравы и начали жестоко преследовать в этих землях православных. И справедливо разгневался на них бог, и поэтому возбудил и вывел тюрок в их второе нашествие...».

[МИХАИЛ СИРИЕЦ, ХРОНИКА]

А вот подтверждение из уст араба-мусульманина:

«Аллах своим провидением сделал так, что волна за волной, поколение за поколением тюрки будут приходить в мусульманский мир, чтобы не дать старым привычкам к вялости и спокойной жизни снова укрепиться среди мусульман».

[Ибн Халдун, арабский автор, "Китаб аликбар"]

Представителем "войска Танры" считал себя и Чингиз-хан (мы не будем обсуждать вопрос его этнической принадлежности, назовем его условно великим полководцем кочевником).

«"О люди, знайте, что вы совершили великие проступки, а ваши вельможи — предводители грехов. Бойтесь меня! Основываясь на чем, я говорю эти слова? Потому что я — кара господня. Если бы с вашей [стороны] не были совершены великие грехи, великий господь не ниспослал бы на ваши головы мне подобной кары!"».

[Рашид-ад-Дин. Т. I. Кн. 2., 1952, С. 205]

Из письма Чингиз-хана Чань Чуню:

«Небо отвергло Китай за его чрезмерную гордость и роскошь. Я же, обитая в северных степях, не имею в себе распутных наклонностей; люблю простоту и чистоту нравов; отвергаю роскошь и следую умеренности; у меня одно платье, одна пища. В семь лет я совершил великое дело и во всех странах света утвердил единодержавие. Не оттого, что у меня есть какие-либо доблести, а оттого, что у Цзинь правление не постоянно, я получил от Неба помощь и достиг престола. На юге Суны, на севере Хой хе, на востоке Ся, на западе варвары — все признали мою власть. Такого царства еще не было с давних времен наших — Шаньюй».

[Палладий [Кафаров П. И.]. Си ю цзи, или описание путешествия на Запад // ТЧРДМ. СПб., 1866. Т. IV. - с. 370, 374]

«В феврале 1323 года татары Хазарии и России с войском в триста тысяч всадников вторглись в Грецию и дошли до Константинополя, а потом на несколько дней пути дальше, разоряя и опустошая все, что попадалось им навстречу. Они оставались там до апреля и нанесли грекам огромный урон, перебив и уведя в рабство больше ста пятидесяти тысяч человек. Наконец из-за недостатка пищи и корма для своего скота они были вынуждены отправиться восвояси. Эти события лишний раз подтверждают, что на тех, кто недружен с Богом, он ниспосылает наказание в лице того, кто еще хуже».

[Джованни Виллани, "Новая Хроника", книга 9, часть 241]

Примечательно, что исполнителями воли Всевышнего предстают и османы:

«...османы представали как поборники правды и справедливости, как защитники шариата, которым Аллах дарует победу. Взятие Константинополя в 1453 году и дальнейшие успехи турок объяснялись не иначе как божественным промыслом. Считалось, что сам Бог направляет оружие османов.

Накануне османской оккупации в Каире часто говорили о вещих снах и видениях, предрекавших гибель мамлюкского султаната. О взятии Туниса в 1574 году, согласно народной молве, просил сам Сиди Махрез – святой покровитель города, который явился во сне Селиму II. Итак, подавляющее большинство мусульман-суннитов считали, что османы выполняют волю Аллаха. Ну а противоречить воле Всевышнего…».

[Российский историк Александр Широкорад]

Мы привели несколько источников, подтверждающих, что и сами тюрки, и их соседи считали считали тюркскую орду не иначе, чем карой самого Всевышнего. Что касается самих тюрков, то они были убеждены в особой миссии, которую возложил на них Бог. Да, Танры создал все народы. Да, Танры наблюдал и помогал всем народам. Но истинным Его войском, народом, которому Бог подарил землю, являются тюрки. Вот каким было убеждение наших предков.

Ныне это убеждение присутствует и среди тюркских националистов. Но тюркисты гораздо больше являются реалистами. Тюркисты не считают тюрков "богоизбранными" или выше остальных народов. Тюркисты рассматривают вышесказанное как некую мифологию, красивую идею. И если это красивая идея, имеющая под собой реальные факты и источники, почему бы не использовать это в целях агитации?

Закончить статью хочу словами, высеченными в VIII веке руническими знаками на памятнике, воздвигнутом берегу реки Орхон. Читая их, муражки идут по коже:

«...тюркский народ говорил: лучше погубим сами себя и искореним. И они начали идти к гибели. Но вверху Тенгри и священная Йер-Су так сказали: "Да не погибнет народ тюркский, народом пусть будет!"».

0 коммент.:

Отправить комментарий