1 октября 2017 г.

ТЮРК АСЛЯМ - ОДИН ИЗ САМЫХ ЛЮБИМЫХ СПОДВИЖНИКОВ ХУСЕЙНА


Ниже мы не будем выяснять, являются ли реальностью описываемые события или же задаваться вопросом, насколько вообще реально, чтобы рядом с Хусейном ибн Али в Кербеле (напомним, речь про 680 год) был его сподвижник-тюрк. Не это является целью публикации. Но мы можем и должны привести шиитские источники, где упоминается некий Аслям.

Знаменитый мусульманский шиитский богослов Алламе Мохсин Амин в книге «Айануш-шиа» представил в списке шахидов Кербелы двух тюрков: Асляма и Вазеха (некоторые считают это одним и тем же лицом). Согласно этому списку, тюрк Аслами был слугой Имама Хусейна, а Вазехи-руми - шахида Кербелы Хариса Салмана [«Айануш-шиа», I, 610-612].

В некоторых источниках утверждается, что тюрк был слугой Хурра [Ибн Шахрашуб, «Манагибу Али-Аби Талиб», IV, 113]. Однако согласно другим преданиям, после смерти Имама Хасана Имам Хусейн купил слугу-тюрка. Согласно единому мнению историков Ашуры, названный тюрк был чтецом Корана, прекрасным стрелком и смелым воином. Он записывал заметки и письма Имама Хусейна. В некоторых преданиях указывается, что тюрк Аслами знал Коран наизусть и читал его каждую ночь. В день Ашуры он показал на поле брани беспримерное мужество, убив 70 врагов. Имам Хусейн пришел к семерым шахидам и простился с ними. Одним из них был Аслям.

В книге «Даиратуль-маарифи-ташаййо» («Шиитская энциклопедия») указывается, что отца Асляма звали Амр. В этой книге также написано: «Из некоторых источников, в том числе из книги "Василатуд-дарейн" становится понятно, что отец Асляма был из окрестностей Газвина, из Дейламана»

В указанной работе «Василатуд-дарейн» (стр.100) написано: «Отец Асляма Амр был тюрком (он был представителем тюрков из Дейлама вблизи Газвина)». В произведении Сейида Мустафы Хусейни Дашти «Маариф и маарийф» названный тюрк упоминается под именем Вазех.

Шейх Аббас Гумми в книге «Нафасуль-махмум ва нафсатуль-масдур», после описания мужества тюрка, пишет:

«Имам Хусейн, выразив свою любовь к своему помощнику-тюрку, прижал свое лицо к его лицу, хотя с другими сподвижниками не поступал подобным образом. С одной стороны, Имам, таким образом, лелеял своего помощника, находящегося на чужбине. С другой стороны, слуга был удостоен такой чести, достигнув вершин нравственного совершенства, а также за знание Корана наизусть»

В источниках пересказывается раджаз, который прочел Аслям на поле битвы. Перевод этого раджаза таков:

«От моих ударов вскипят моря, стрелы заслонят небо. Душа завистливого и чванливого врага разверзнется, увидев меч в моих руках»

0 коммент.:

Отправить комментарий