11 февраля 2015 г.

КТО РАЗДЕЛИЛ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЮРКОВ?..



Десятилетия правления СССР в Северном Азербайджане оставили сильный отпечаток в сознании азербайджанских тюрков. Одним из этих отпечатков является наличие исторических мифов, которые СССР навязывал нам. И типичным таким мифом является убеждение, что Азербайджан был разделен персами и русскими.

Советская историография формировала у нас образ коварных, жестоких персидских шахов и шахиншахов, которые угнетали, терзали и угоняли в рабство десятки тысяч "азербайджанцев" из Карабаха, Гянджи, Шеки и других городов. Образ Молла Панаха Вагифа, ненавидящего Ага Мохаммед-шаха, был очень популяризирован советским руководством, чему очень поспособствовал Самед Вургун.

Мы не будем выдвигать обратные мифы. Династия, из которой проходил Фетх-Али шах и наследственный принц Аббас Мирза, вовсе не была человеколюбивой. Ага Мохаммед-шах убил тысячи и тысячи людей, если верить хроникам, вырезал целые города. Но это история, какой бы она ни была. Люди, которые игнорировали штампы советских историков и самолично изучали происхождение "персидских шахов", внезапно обнаруживали, что из этих правителей такие же персы, как из Джугашвили русский. Но СССР благополучно скончался, нужно ли сейчас жить устаревшими постулатами?..

Каджары - великий род в составе азербайджанских тюрков. Каджарские беклярбеки неоднократно упоминаются как ярые кызылбаши, преданные шаху Исмаилу. Большинство населения Гянджи, в том числе Зиядхановы, происходят из рода каджар. Бессмертный сын нашей земли Джавад-хан был из рода каджар. Если брать Северный Азербайджан, то каджары подарили нам военачальников и генерал-майоров Азербайджанской Демократической Республики Фейзулла Мирза Каджара и Аманулла Мирза Каджара, государственных деятелей АДР Адиль-хан Зиядханова, Исмаил-хан Зиядханова, шахида Амира Казим-мирза Гованлы-Каджара, который был одним из организаторов Гянджинского восстания против власти большевиков и многих других. Мы уж не говорим про #Южный_Азербайджан ...

Возглавляемое династией Каджаров государство называют тремя именами: Каджарское государство (Мемлекети-Мехлуджи-Каджар), Каджарский Иран и просто Персия (или Каджарская Персия).Правильны два из них - первое и второе. Объясним почему. Керем Бунтюрк (Мамедов), кандидат исторических наук и историк-антрополог говорит: «До 1925-го года страна не носила названия "Иран"». Эти слова спорны, учитывая некоторые доводы. Например, стих южноазербайджанского поэта Мирзы Али Моджуза Шабустари, где он использует словосочетание "шах Ирана". Но о стихе чуть позже.

Нужно понять, что "Иран" - это не Персия, а намного более широкое понятие. #Иран охватывает территорию большого числа древних государств, которые ныне ошибочно (или умышленно) приписывают персам. В древности Ираном называли область расселения оседлых иранцев, "Тураном" - кочевых иранцев. Позже, когда тюрки захватили Туркестан, термин Туран стал означать земли расселения тюрков. Еще позже тюрки проникли на территорию, которая была известна под историко-географическим термином Иран. Пришли тюрки, завоевали земли, установили здесь свое правление, но название осталось. Правда, использовалось и понятие "Туркмания", но Туркманией называли то земли азери тюрков и туркмен на территории нынешнего Ирана, то лишь одних азери тюрков, то область на Востоке Анатолии, то область в Северном Азербайджане...

Что же до пресловутой Персии, то это имя давали государству Кызылбашей, Афшаров и Каджаров иностранные путешественники и дипломаты. Сами они не называли страну "Персией". По крайней мере, я еще не сталкивался с подобными словами, сказанными из уст правителей Сефевидов, Афшаров или Каджаров.

Чуть выше мы отметили, что каджары внесли очень существенный вклад в нашу историю. Как нет истории Казахстана без кыпчаков, так и нет истории Азербайджана без каджаров. С одной лишь разницей, что каджары не совсем наши предки, а из нас же самих. Несмотря на вклад каджаров в историю Азербайджана, представители этого знатного и благородного рода, унаследовав власть от Надир-шаха Афшара, подверглись сильному влиянию персидской культуры. С одной стороны, мы читаем у Амедей Жобера, французского ориенталиста и путешественника о принце каджарского трона Аббас Мирзе Каджаре:

«С самыми почтенными и достойными доверия гостями, особенно с чужестранцами, Аббас Мирза предпочитал общаться не на фарси, а на тюркском языке»

У И. Н. Березина в "Путешествии по Северной Персии" (1852 г.):

«В Адербайджане господствует особенное наречие тюркского языка, называемое по имени самой области: это наречие весьма употребительно и у нас в Закавказье, а также и при тегеранском Дворе для царствующей Династии оно составляет как бы природный язык».

и

«Рекрутская повинность отправляется в Адербайджане с особенною старательностью еще и потому, что царствующая ныне в Персии династия принадлежит к тюркской крови и следовательно по необходимости должна искать надежной опоры в соплеменниках, а не в южных Персах»

Известная азербайджанская исследовательница каджарской эпохи Амина Пакраван (к слову, она вышла замуж за каджарского дипломата, а ее отец работал 20 лет дипломатом при Каджарах) пишет, что «согласно Каджаровскому законодательству, престол мог унаследовать только, тот чьи родители были чистокровными представителями правящий фамилии».

Фарид Алекперли, доктор исторических наук, также пишет об этом:

«Наследники престола по отцовской линии носили титул текин, а наследники с материнской стороны именовались инал (или инандж). Для того чтобы воссесть на престол наследник должен был носить оба титула – текин и инал, то есть происходить от брака царя с царицей. В частности, этого правила придерживались шахи тюркской династии Каджар, управлявшей Ираном с 1796 по 1925 гг.»

В своей книге "Аббас Мирза и Азербайджан" Амина Пакраван приводит слова наследственного принца Каджаров:

«Азербайджан - это мой дом, а его население - это мои дети»

["Аббас Мирза и Азербайджан" авторства Амины Пакраван, с.306]

Так кем была династия Каджаров - героями или предателями? Сложно сказать однозначно. Дело в том, что сегодня легко судить со своего причала. Мол, сделали бы официальным языком тюркский, дали бы стране тюркское название, вернули бы тюркские титулы (хотя, тот же Фетх Али-шах был известен большинству как Баба-хан - "Дед-правитель"), оставили бы в армии одних тюрков.

Во-первых, как гласят источники, которые мы привели, Азербайджан всегда был ядром, сердцем и душой каджарских шахов. Кстати, с 1920-х по 1940-е годы (то есть, и после пришествия Пехлеви) выпускались отличные от риала по рисунку банкноты в туманах и кранах с изображением Насреддин-шаха Каджара. Использовалась эта купюра исключительно на территории Азербайджана. Во-вторых, нужно понимать, что игнорирование персидского населения приводило к недовольству со стороны персов. Поэтому все тюркские династии уделяли должное внимание персидскому населению. В-третьих, это и пагубная привычка наших государей впадать в рабство персидской культуры. Такое ощущение, будто тюрки не знают меры. Шах Исмаил писал стихи на тюркском, поставил во главе государства кызылбашскую знать, но вот уже Шах Аббас все больше убирает тюркских вождей от руководства страной, назначая всюду ираноязычных (безусловно, тут были и объективные причины, но все же).

Презирая каджарских шахов за их раболепие перед персами, Мирза Али Моджуз Шабустари пишет в своем стихе:

Dünən şer ilə bir namə apardım şahe İranə
Dedi türki nəmidanəm, məra to beçe pəndari?
Özü türk oğlu türk, əmma deyir türki cəhalətdir.
Xudaya, mozməhl dil təxtdən bu al Qacarı.

смысловой перевод:

"Вчера один стих и рассказ я отнес шаху Ирана,
Он ответил [на фарси]: "турки намиданэм, мэра то бече пэндари?"
Он сам тюрк, сын тюрка, но говорит, что тюрки мракобесие.
О, Всевышний! Снеси с трона Каджара"

Но как бы там ни было, после свержения Ахмед-шаха Каджара, персидский шовинист Реза Пехлеви сказал:

«Реальная независимость Ирана пришла не после ухода арабов, а после смещения тюрков»

Очень важно вывести из сказанного урок и не приписывать персидскому шовинизму "заслуги", которые он не делал. Азербайджанских тюрков разделили не русские и персы, а русские и тюрки. Да, мы сами же и разделили. Но мы сами и воссоединим их обратно.

Bu günü görməyə hər birimizə arzulayıram...

0 коммент.:

Отправить комментарий