22 сентября 2018 г.

Я - АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ТЮРК!





Я тюрк. Но не только потому, что говорю на этом языке, на котором говорят и другие тюркоязычные из Анатолии, Туркестана и других уголков земного шара. Тюрк – мое собственное имя, так называли себя наши предки.

Чтобы отличать себя от других, я говорю «азербайджанский тюрк». Ты тоже можешь звать меня этим именем. Но что ты знаешь обо мне? Кто такой азербайджанский тюрк? Присядь и внемли. Ибо хоть и прошли столетия, а деление на племена практически ушло в прошлое, забыть их - преступление.

Они - корни нашего древа. Они - основа, фундамент, на котором построен наш дом. Если сегодня есть наш народ, то в том числе благодаря этим племенам, которые в свое время отправились покорять западные края. Слушай же кто я такой.

Я баят, мое племя всегда считалось интеллигенцией среди огузов. Мы обладали высоким уровнем знаний и распространяли свою мудрость среди огузов. Достаточно того, что я подарил миру мудреца Коркута и гения поэзии Физули.

Я афшар. Вспомни моего Надира с его династией Афшаридов. Издавна мое племя считали одним из самых храбрых и воинственных. Настолько, что порой за эту удаль называли меня сумасшедшим.

Я салур. Вспомни Салор-Казана из эпоса нашего деда Коркута, династию Салгуридов в Иране. Часть меня ушла в Китай, где они живут и поныне. Пусть они видоизменились, пусть язык подвергся влиянию китайского и тибетского языков. Они одного корня с Гази Бурханеддином, разве этого не достаточно?

Я баяндур. Одного я корня с Узун Хасаном, с основателями Ак-Коюнлу.

Я кашкай из рода эймур. Свои огузские корни смею ли я забыть? На землях Шираза, родины персидского поэта Хафиза, установил я свои жилища.

Я кынык, одного корня с Сельджуками. Не я ли устроил «огузский ураган» на этим земли в XI веке?

Я чепни. В Иране меня зовут «кюресунни», в Анатолии же я поныне живу у побережья Черного моря, свято храню свою тамгу и распеваю по округе душераздирующие песни.

Я караманлу. Когда мой бейлик Караманогуллары разбили в Анатолии, не думая устремился я в Азербайджан.

Я кайи, одного племени с Османами. Мой дед Эртогрул изменил всю судьбу региона своим мечом.

Я карапапах из Карса. На страже Турции я всегда стоял вместе с другими, помня свои корни из Азербайджана.

Я каджар, мое племя правило Ираном и Азербайджаном, вело кровопролитные бои со своими соседями. Ага Мохаммед-шах, каджарские Мерв и Астрабад, гянджинский хан Джавад… в чьих силах пренебречь следами, которые оставили каджары?

Я халадж. Мой язык карлукский, но среди туркман поставил я свою юрту. Деревня в Сальяне до сих пор носит мое имя.

Я бахарлу, который был в числе племен Кара-Коюнлу. В Индии я воцарился под именем династии Кутб-шахов, подарил вам поэта Байрам-хана Бахарлу.

Я шахсевен. Свою любовь к тюркским шахам показал я на деле. Ныне окрестности Ардебиля стали почвой для моего алачуга.

Я текели. Мое племя было в числе первых семи кызылбашских племен. В Анатолии Текеогуллары, в Азербайджане - множество сел носят мое имя.

Я шамлу. Потомок ушедших в Сирию бегдили, позже вернулся я на свою родину, став ее верным кызылбашем.

Я айрум. Многие еще гадают мое происхождение, но все знают про удаль, смелость айрумов. Не мой ли родной Кедабек не сдал армянам ни пяди земли?

Я бечене, потомок знаменитых печенегов. Когда моя орда ушла в Европу, в далекую Венгрию, я остался среди огузов, до сих пор помня свое происхождение.

Я казахлу. Спроси у меня про кыпчаков, Котяна, «Кодекс Куманикус» и Дешти-Кыпчак.

Я падар, защитник северных границ Отчизны. Чтобы утихомирить соседей-горцев, шахи переселили меня на северные рубежи, где стал я живым щитом. Никогда не убегал я перед грозными врагами.

Я с одной стороны кебирли, с другой кенгерли из рода булгар. Во мне слились слава Хазарского каганата и память савиров, которые были одними из первых тюрков, пришедших в Азербайджан. Посмотри как глубоки корни моего древа.

Я ханчобанлу. Мои предки правили Ширванским ханством, они же передали вам танец ханчобаны.

И ведь это - всего лишь часть моих имен. У меня их гораздо больше: отуз-ики, карагезлю, джаваншир, кенгерли, устаджлу, румлу и еще множество других, более древних имен, восходящих к Огуз-хану.

Кем бы я ни был, из какого племени и рода, я хозяин своего края и соль этой земли.

Я - азербайджанский тюрк!







0 коммент.:

Отправить комментарий