4 апреля 2014 г.

НАБЕГ ГОРЦЕВ ИЛИ "ЛЕЗГИНИЗАЦИЯ" СЕВЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА




Появление многих лезгинских селений Азербайджана связано не с якобы "коренным проживанием" здесь лезгин, а лишь переселением части дагестанских лезгин на эти земли.

Так, по преданию, селение Хазра возникло на месте, которое раньше являлось местом отдыха для завоевателей, нападавших на горные сёла. Прослышав об этом, жители высокогорных селений неожиданно напали на противника. Для того, чтобы в воспрепятствовать завоевателям путь в горы, воины селений Кара-Кюре и Микрах решили обосноваться на этом месте и основали здесь селение Яргун. Постепенно сюда стали стекаться жители других горных сёл Шахдагской долины.

Предки жителей с. Гиль Кусарского района, по преданию, вышли из высокогорных селений Ахтынского и Курахского районов. Образование же с. Юхари-Тахирджал связано с рассказом о неком Тахире, который спустился с Микрахских гор (Шалбуздага) и основал здесь поселение.

Этнографические материалы показывают, что среди азербайджанских лезгин сохраняется немало тухумов, переселившиеся из аулов дагестанских лезгин. Например, один из тухумов с. Кинджан Кусарского района — «к1елетар», переселился из с. Каладжух Ахтынского района. В другом селении Судур того же района, есть тухум «халифаяр», который, как полагают, происходит из с. Испиг Касумкентского района. В таких селения Кусарского района как Ечехур, Дустаир, Юхари-Тахирджал представлены тухумы «югулар» или «крар», переселившиеся из с. Кара-Кюре Ахтынского района и.т.д.

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные. Территория расселения азербайджанских лезгин представляет собой плодородный край, где можно разводить сады, огороды и.т.п., в то время как поселения дагестанские лезгины находятся в труднодоступных горных местах, зачастую на крутых скалах, где резко ощущалась нехватка земли.

Как пишет Х. Х. Рамазанов «В 1850 г. в Докузпаринском магале было 10 селений, причем жители 8 селений отправлялись на отхожий промысел в Нухинский уезд. Одна треть жителей Балуджа, половина населения Ялтуга, 24 двора Джин Джига и 74 двора Ихири из-за недостатка земли переселились в Азербайджан и основали там новые селения».

В 1860-1870-х гг. в Северном Азербайджане наблюдалось интенсивное переселение горцев на равнину в область Мюшкюр. В частности, часть жителей из 47 лезгинских селений образовали в этих местах 35 выселков (7,3 тыс. человек).

А знаете ли Вы откуда растут ноги у известного среди лезгинских националистов мифа о "лезгинском Баку"? Дело в том, что в конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: «Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва» ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), «Баку — авай са кални гана аку» ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову"). Порой юноши уходили на заработки в надежде накопить деньги на свадьбу, поскольку нужно было расплатиться с долгами и содержать семью, что нашло отражение в лезгинских четверостишиях — манияр. Например:

"Вун Бакудиз физ
хьайитӀа —
Занжурда алай къуба хьуй
-яр
Махъерин пул бегьем ая
Мад вун рахкъурун туба
хьуй яр"

(Ты собираешься в Баку,
Пусть тебе будет удача.
Деньги на свадьбу скорей
заработай,
Больше тебя никуда не отпущу, милый. )

Какие мы можем сделать для себя выводы? Образование значительного количества "лезгинских сел" в Северном Азербайджане произошло точно так же, как и "лезгинизация" Дербента. Еще до недавнего времени абсолютное большинство населения Дербента составляли азербайджанские тюрки (терекеме и каджары). Так, в 1897 году численность лезгин в Дербенте составляла всего лишь 0,9% (азери тюрков - 66,7%). В последующие годы численность лезгинского населения Дербента начала активно расти, горцы стали массово обосновываться тут. В результате, вот данные о переписи населения: 1959 год - 9,7% лезгин, 1970 год - 11,4%, 1979 год - 16,3%, а в 2002-ом году- уже 32,65% "коренного" лезгинского населения! А что это значит? Это значит, что изначальный ореол проживания значительного количества нынешних лезгин в Азербайджане - это не Кусар, не Куба и не Хачмаз, а земли Дагестана севернее Дербента.

4 комментария:

  1. Ну в принципе все верно написано. К сожалению..........

    ОтветитьУдалить
  2. Некоторые лезгины переселились с Дагестана все верно, но тут только часть правды,общее количество переселеных лезгин будет несколько тухумов и это даже не половина будет от тех лезгин которые живут в Азербайджане,большинство лезгин в Азербайджане это коренные автохтоные жители этих територии а малая часть переселилось с Дагестана но таких малое количество. А вот откуда появились азербайджанцы на юге Дагестана, это уже интереснее будет, кто не знает, в свое время Ахмед хан кайтагский привёз азербайджанцев в Южный дагестан, в качестве рабочих, для обработки земель, вот так и появились азербайджанцы, так же часть персов и татов ассемилировались с азербайджанцами в Дагестане, так как по культуре и религии к ним ближе всего и в итоге потеряли свою инденфикацию и азербайджанцами.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Так же автор умышленно не упоминает начальные даты переписи Дербента, где в переписи указываются титульными нации персы и евреи а это говорит о том что, азербайджанцы туда переселились позже, но автор это не указывает, так как ему лучше наврать в себе в выгоду, как и подобает настоящему шииту.

    Однажды аш-Шифии сказал относительно шиитов: "Я некогда не видел еретиков среди людей более лживых, чем Рафидиты-Шииты" (Ибн Таймия, "Минхаай ас-Суннах ан-Набавиыях", 1/39).

    ОтветитьУдалить