17 марта 2016 г.

КАК УЙГУРЫ ПРИНЯЛИ В СВОЮ ОБЩИНУ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЛЕГИОНЕРА


Приводим крайне интересные отрывки из книги Рустама Алескерова "Под своим знаменем". В ней говорится о судьбе азербайджанского легионера Керрара Алескерова, отца автора. Ниже он говорит как нашел замечательную поддержку в Китае от уйгуров.

"Однажды прогуливаясь по центральной улице Нанкин Лу, и проходя мимо одного из фотоателье, которых в городе было бесчисленное множество (китайцы обожают фотографироваться), случайно увидел на витрине снимок незнакомого человека в необычной для китайца узбекской тюбетейке, - это мог быть только мусульманин, причем только туркестанец. Меня поразило как током: моментально вбежал в фотоателье и пытался объяснить хозяину, что мне непременно нужно найти этого человека в тюбетейке, фотография которого висит на витрине. Наконец он понял меня и, найдя нужную запись в своем толстом журнале, переписал нужный адрес на китайском языке. Затем помог мне найти грамотного рикшу, долго что-то объяснял ему. Потом мы очень быстро доехали до нужного адреса, который находился в самом центре города, в большом богатом особняке [...]

Оказалось, что я попал в так называемую Национальную уйгурскую общину, где как раз собрались почтенные, состоятельные и влиятельные уйгурские купцы. Когда я неожиданно для них вошел в комнату, они сидели вокруг на ковре, и стали внимательно изучать меня взглядом. У меня был весьма импозантный вид европейца. Я поздоровался с ними - "Салам алейкум", они тут же, как по команде, встали, и каждый в отдельности приветствовал меня, как у них принято, двумя руками. Я стал с ними говорить на турецком языке и азербайджанском. Иногда они просили повторить непонятное для них слово. Я им рассказал о себе, что беженец войны из Германии, по происхождению туркестанец, недавно живу в Шанхае и работаю [...]

При разговоре я сразу же понял, что они меня лучше понимают на турецком, и впредь, до моего усвоения уйгурского языка, с ними говорил на турецком языке. Я бесконечно буду до конца своих дней благодарен всей уйгурской общине, которая сердечно приняла меня и сразу же начала помогать. Старейшины поручили члену общины Шамсаддину заняться моим устройством и в дальнейшем во всем помогать мне. В первый же вечер я был принят в их общину и засиделся у них допоздна. Буквально на второе утро забрали нас из лагеря перемещенных лиц. Привезли в двухэтажный особняк, находящийся недалеко от парка Хун Коу, где было 8 комнат. Пять комнат на 2-м этаже и три на первом, где находился гараж, автомобиль и кладовые, до отказа забитые продуктами. Особняк находился в самом центре Шанхая, недалеко от зоопарка. Шамсаддин нам объявил, что вы будете здесь жить, пока не купим свой дом, и все, что здесь в доме имеется - ваше. Таким образом, благодаря этим добрым людям, я приобрел новых и надежных друзей, которые на всем протяжении моего пребывания в Китае, постоянно направляли меня и помогали"

Интересно, что Керрар Алескеров даже успел побывать на встрече с Чан Кайши в составе уйгурской общины:

"В это самое время весь Китай готовился к Конгрессу национальных меньшинств; тогда в Китайской республике проживало более 150 национальностей. Меня включили в состав делегации как человека, прибывшего из Европы, со знанием нескольких языков, с европейской женой и с европейским воспитанием. Уйгурская община очень гордилась мною, и я всегда был у них на особом почетном месте... Чай Кайши встретил нашу делегацию очень приветливо, нас всех представили ему, каждого в отдельности, даже поговорил со мной на русском и тут же распорядился каждому из нас выдать по 200 юаней"

И выступал вместе с ними на различных мероприятиях:

"В уйгурской общине организовали небольшой музыкальный ансамбль и оркестр народных инструментов, где я принимал активное участие, играл на национальном ударном музыкальном инструменты (бубне) дефе, который был по своей форме почти такой же, как азербайджанский. Я его специально заказал у китайского мастера музыкальных инструментов, который изготовил его по моим эскизам. Все уйгуры были в восторге. В итоге мы подготовили несколько десятков номером, танцев и вокала, и с большим успехом выступали на различных официальных мероприятиях"

0 коммент.:

Отправить комментарий