31 декабря 2016 г.

ЧАСТЬ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРМЯН



Продолжение нашей рубрики о Древней Армении

Сразу отметим, что теорий о происхождении армян просто очень много. Так, в XIX веке была популярна теория иранского и даже индийского происхождения армянского языка, которая была вскоре отвергнута [1]; в Армении до сих пор доминирует так называемая "хайасская" теория, по которой армяне-индоевропейцы — автохтонный народ Восточной Анатолии[2]; некоторые авторы вовсе утверждали о семитском происхождении армян[3]; а до научного подхода к этногенезу армян, доминировала мифологическая теория, основанная на раннесредневековых историях об Айке [4].

Однако все эти теории были опровергнуты, отвергнуты и/или признаны фальсификационными и ревизионистскими, так что мы рассмотрим только теории, нашедшие существенную поддержку в научной среде — миграционная и производная от нее миграционно-смешанная теории.

Миграционная теория возникла в начале XX века, когда перед учеными встал вопрос объяснения нахождения индоевропейцев-армян в исторически неиндоевропейском регионе. Роль путеводной звезды сыграли греческие античные авторы Геродот и Эвдокс. Первый напрямую называл армян потомками переселенцев из Фригии, а фригийцев — из Балкан [5], что делал и второй, добавляя, что в армянском много фригийских слов [6].

Так или иначе, ученые сошлись на мнении, что язык протоармянский язык был то ли диалектом фригийского языка [7], то ли отдельным языком фригийской ветви [8], который образовался в VIII веке до н.э. [9] И эта теория получила название "миграционной".

Однако оставался открытым вопрос дальнейшего этногенеза армян. В первой половине XX века доминировала теория, что армяне категорически пришлые индоевропейцы [10], что было с энтузиазмом воспринято армянскими учеными диаспоры, так как эта теория обособляла армян-индоевропейцев, окруженных тюрками. [11], [12], [13] Эта теория в 30-ые и 40-ые прижилась и в Советской Армении. [14]

После Второй Мировой войны миграционная теория была объявлена "буржуазной", а армяне были объявлены автохтонным народом. Тем не менее, в 60-ые годы советский историк Дьяконов развил миграционную теорию, преположив, что протоармяне передали свой язык лувийскому и хурритскому населению и завершили свой этногенез к VI веку до н.э в западной части Армянского нагорья (Армения) [15]. Затем, армянами были ассимилированы урарты, жившие в восточной части Армянского нагорья (Урарту) [16] и этот процесс завершился ко II веку до н.э. [17]

Мнение Дьяконова, ставшее изестным как миграционно-смешанная гипотеза, стало довольно популярным и получило признание в академических кругах, но опять таки, это мнение и ничего нельзя знать наверняка. Так Ираника особо не вдается в этногенез и просто указывает, что армяне пришельцы в регионе [18].

А теперь, раз мы кое-как разобрались с общепринятой в академической науке позицией, я хотел бы затронуть видение этого вопроса азербайджанскими академиками и фолк-хисториками, да и вообще об их в целом.

Я честно говоря не припонимаю, кто это придумал, кажется Буниятов, но сейчас в Азербайджане царит теория, что армяне поселились на азербайджанских землях только после 1828 года, а все эти земли были территорией древней могущественной Албании с такого-то века до н.э, и это противоречит не только общепринятой истории, но и первоисточника, фиксировавших армян в регионе в течении веков. И я по этим вот учебникам учился и все прекрасно помню: Санатрука, переделанного в Санатюрка; тюркоязычных правителей Албании, что довольно забавно, ведь есть достаточно надписей на албанском, которые указывают на родство этого языка с удинским; это довольно странное разрисовывание карт Албании с включением в последнюю всей нынешней Армении и даже Восточной Анатолии; доведенный до абсурда автохтонизм с боготворением какой-то Томирис, существование которой подтверждается парой строчек у Геродота, и Бабека, в то время как на многих великих азербайджанских тюрок (именно азербайджанских тюрок, а не какого-то азари Бабека и полулегендарную массагетскую женщину Томирис) свет пролил только Türkün Səsi 1/7.

В учебниках армяне показываются абстрактным неизвестным врагом (обычно под именем коварных армянских князей), откуда-то нападающих на азербайджанскую Албанию с целью создания коварного армянского государства. Лишь раз упоминается какое-то маленькое армянское царство у озера Ван, наказанное албанским правителем Санатруком-переделанным-в-Санатюрка.

Такое положение вещей не устраивает современную пропаганду и исправить "неосмотрительность" Ягуба Махмудлы взялись фолк-историки интернета, среди которых и не безыствестный Ризван Гусейнов, передачи которого транслировались даже по телевизору. Я читаю или слушаю все их доводы, и мне становится смешно. Вместо того что потратить силы на изучение азербайджанской истории, вклад в которой у нашего сообщества больше, чем у многих академиков Азербайджана вместе взятых, они бьются в жалких попытках доказать, что армяне.... Тут несколько вариантов, армян то ли вообще не было, то ли это хаи, которые украли имя у тюрок-эрмени, то ли это вообще не народ. И все доводы смешные.

Пропаганда этих псевдоисториков запуталась в собстенных сетях. Мол, Геродот называл хаев пришлыми из Балкан. Геродот ни слова о хаях не говорил, он упоминал арменов, переселившихся из Фригии. То есть получается, что это не хаи, а тюрки-эрмени пришлые с Фригии и Балкан, да? Или вот смотрел какой-то бред Ризвана Гусейнова, что, мол, "Армениями" в Древнем Риме назывались все окраины, а их жители арменийцы не были связаны языком. Все это он "доказывал", скриня и подчеркивая какой-то текст из сайта вероятно его собственного производства. Как мы уже не раз говорили, действительно, в VI веке до н.э. "арменами" называли как армянский народ, так и вообще жителей 2 сатрапий. Но Ризван-муаллим все сводит вовсе к римской эпохе (а как же быть с Геродотом, в V веке до н.э. упоминавшего армян как народ?), а в римскую эпоху уже существовал монолитный армянский народ, упоминаемый десятками античных авторов, и уже нельзя даже говорить о наименовании "армены" иначе как об этнониме. Естественно никто из азербайджанских фолк-историков не сможет объяснить наличие у Страбона, Эвдокса и других античных авторов понятия "армянский язык".

В следующей части: Когда появилась армянская государственность? Оронтиды и Артексиды.

#Древняя_Армения
#армяне #tarix

[1]ЭСБЕ, Армянский язык; Пиотровский, Ванское царство, стр. 122
[2]Учебник Армении 6-ого класса по истории, начальные параграфы. См. также интервью Антитопор с профессором ЕрГУ Артака Мовсисяна
[3] Величко, Кавказ: Русское дело и междуплеменные вопросы, Армяне
[4] Gatteyrias J.-A. Arménie et les Arméniens, стр. 13; Ter-Gregor N. History of Armenia (illustrated) from the earliest ages to the present time, стр. 232
[5] История, VII, 73 "По словам македонян, пока фригийцы жили вместе с ними в Европе, они назывались бригами. А после переселения в Азию они вместе с переменой местопребывания изменили и свое имя на фригийцев".
История, VII, 73 "Армении же, будучи переселенцами из Фригийской земли, имели фригийское вооружение"
[6] Fragm. 9 "Армяне происходили из Фригии и в их языке много фригийских слов". Выдержка взята из Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа (Выпуск 4. 1884)
[7] Language Typology 1987: Systematic Balance in Language : Papers from the Linguistic Typology Symposium, Berkeley, стр. 62
[8] Дьяконов, Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне), стр. 57:
"Таким образом, единственной ветвью индоевропейской языковой семьи, к которой может быть отнесен древнеармянский язык, является фрако-фригийская, датируемая в Азии XII в. до н.э. К сожалению, наши сведения о фрако-фригийских языках чрезвычайно скудны, однако имеющиеся данные подтверждают их родство с древнеармянским. К тому же греческие авторы, заставшие армянский язык на чрезвычайно ранней стадии развития — за тысячу лет до первых памятников армянской письменности — свидетельствуют что он был тогда очень похож на фригийский (Эвдокс Книдский) и что армяне считались в Малой Азии «отселившимися от фригийцев» (Геродот). Мы не имеем оснований не доверять этим свидетельствам."

Там же, стр. 54: "К языкам фригийской группы античные авторы и многие современные исследователи относят и протоармянский"
[9] Дьяконов, Предыстория армянского народа (история Армянского нагорья с 1500 по 500 г. до н.э.: хурриты, лувийцы, протоармяне), Проблема носителей протоармянского языка.
[10] Lehmann-Haupt C.F. Armenien, einst und jetzt. — Berlin: B. Behr, 1910—1931.
[11] Paelian G.H. Landmarks in Armenian history, стр. 3
[12] Pasdermadjian H. Histoire de l’Arménie : depuis les origines jusqu’au traité de Lausanne, стр. 20-24
[13] Kurkjian V.M. A history of Armenia, стр. 19-23
[14] Самвелян X., Арутюнян А., Погосян С. История армянского народа, стр. 31
[15] Дьяконов, "Итак, с нашей точки зрения древнеармянский народ первоначально сложился в верхнеевфратской долине из трех компонентов — хурритов, лувийцев и протоармян (мушков и, возможно, урумейцев). При этом хурриты, как более многочисленные, составили основную массу народа и определили основную линию физической преемственности, а протоармяне, в силу ряда исторических причин, передали новому народу свой язык. Менее значителен, по-видимому, был вклад лувийцев. Этот процесс начался в XII в. до. н.э. и завершился к VI в. до н.э., причем, возможно, в конце этого периода в древнеармянский народ пошел и еще один небольшой по численности компонент — скифы."
[16] О вопросе нахождения Армении и Урарту см. Часть I нашей рубрики
(http://turkun-sesi.blogspot.com/2016/12/i.html)
[17] Дьяконов, "С V в. до н.э. алародии больше не упоминаются в истории, но, по всей вероятности, окончательное слияние урартов с древнеармянским народом завершилось в период создания армянского государства Еруандидов (IV—II вв. до н.э.) и Великой Армении Арташесидов (II в. до н.э.)."
[18] Ираника, Армения II, "The Armenians probably originated from Phrygia (Herodotus 3.19, and see below; Stephanus of Byzantium, Ethnika, ed. A. Meineke, Berlin, 1849 [repr. Graz, 1958], s.v. Armenia). In the first half of the 6th century B.C., when they were subjugated by the Medes, they were newcomers in the territory to which they were to give their name."

0 коммент.:

Отправить комментарий