31 декабря 2016 г.

ТРАУРНАЯ ЭЛЕГИЯ ТЮРКА-ШИИТА



Так уж получилось, что мое прошлое тесно связано с шиизмом. Если у меня был раньше круг интересующих тем, одной из них непременно было шиитское учение. Кстати, забавно бывает наблюдать, как религиозные иранофильские группы, яро ненавидящие Türkün səsi 1/7 , периодически публикуют шиитские картинки, тексты и переводы моего авторства. Харис с ними, это все от незнания, сложно их обвинять.

Когда заходит речь об азербайджанской тюркской музыке, люди перечисляют разные жанры, от мугама до мейханы и ашугского искусства. Но я заметил, что почти всегда особняком (а точнее, вне внимания людей) стоит тюркская религиозная музыка, и под ней я подразумеваю шиитские траурные песни. Да, дорогие подписчики, вовсе не стоит обделять вниманием этот тематический жанр.

Шиизм фактически создал целое направление в нашей музыке. Проблема же в ее оценке заключается в предвзятом отношении людей. Если показать марсийу сунниту, он в ужасе закроет уши, ведь это «рафидиты». Если показать обычному парню молодых годов, он по всей видимости, вовсе засмеется над вашими музыкальными предпочтениями. Таким образом, как и песни тюркистской направленности, марсийа (вообще есть и синазаны, но объединим их в одно название) - это музыка для тех, кто «в теме».

Кстати, насчет «в теме». Мне всегда было несколько удивительно наблюдать толпы далеких от религии людей, которые участвуют в траурной церемонии в день Ашура, и при этом льют слезы под песни про смерть Абальфазла Аббаса или Рукайи. Ведь я неоднократно убеждался, что большинство нерелигиозных людей в Азербайджане (и я сейчас о шиитах) вовсе не представляет себе кто такие Абальфазл Аббас или Рукайа. Они похожи на моих родственников, которые поныне верят (сколько объяснял, все тщетно), что 12 имамов были братьями и все как один погибли в Кербеле. Ну да ладно, их дело.

Я бы не проливал свет на марсийу, если бы не давал этому жанру особую оценку. Почему люди любят суфийские зикры и даже какой-нибудь Вася Печкин, строящий из себя искателя «особых восточных знаний», закатывает глаза под зикры тариката Мевлеви на турецком, но стоит затронуть марсийу, как люди удивляются, убегают от нее или даже боятся? Я склонен давать этому несколько толкований.

Во-первых, от суфийских зикров, как и вообще от суфизма, веет чем-то потаенным. Люди ассоциируют их зикры, танцы, вращения, рев, крики с поиском Бога или находятся тому красивые аллегории (например, что вращающийся дервиш подобен атому во Вселенной). Марсийа ничем таким, по крайней мере для людей со стороны, не обладает. Траурные шиитские песнопения завязаны на конкретном историческом событии - убийстве Хусейна ибн Али вместе с его сторонниками в Кербеле.

Во-вторых, суфийские зикры отдают положительными эмоциями, тогда как марсийа строится на печали, грусти, оплакивании.

В-третьих, каждый человек может по-своему толковать суфийские стихи или притчи. А если не сможет, то см. пункт 1 (это же потаенное, это так крууууто). Но чтобы понять тексты марсийи, требуется не только знать героев и антигероев трагедии в Кербеле, их биографию, заслуги, нрав, изречения некоторых из них, но и владеть родным языком на приличном уровне. Почему? Да потому, что многие из этих песен несут бОльшее влияние арабского и персидского языков.

Наконец, в-четвертых, это опять же предвзятое отношение людей, которые могут видеть в этих песнях что угодно, от «molla mahnıları» до «сектантской музыки» или «рафидитских завываний, аузубиллях», но только не поразительно сильную траурную элегию.

Вы все еще не прониклись ею? Проведу вам краткий ликбез, мои дорогие тюрчата. Без него нет смысла даже пытаться понять этот жанр.

Основные герои:

Хусейн ибн Али - сын Имама Али и Фатимы, внук Мухаммеда

Абальфазл Аббас (Хазрат Аббас) - брат Хусейна и сын Имама Али от его второй жены

Али Асгар - сын Хусейна. Младенец, убитый Хармалой (его шею пронзили стрелой, когда тот был на руках у Хусейна).

Али Акбар - старший сын Хусейна. Отправился на поле боя, где был убит воинами Язида.

Касим ибн Хасан - сын Имама Хасана, племянник Хусейна. Несмотря на свой юный возраст (по разным мнениям, ему было то ли 12, то ли 14 лет), тоже принял участие в бою с вражескими воинами.

Рукайа бинт Хусейн - дочь Хусейна. Погибла, когда в ответ на ее неумолкающий плач, Язид приказал показать ей отрубленную голову Хусейна.

Хурр ибн Язид - был одним из командиров в войске Язида, но перешел на сторону Хусейна

Зейнаб бинт Али - дочь Имама Али и сестра Хусейна

Основные антигерои:

Язид ибн Муавия - сын халифа Муавии, узурпатор из династии Омеядов

Шимр - воин, отрезавший голову Хусейна

Хармала - прострелил стрелой горло Али Асгара

Без хотя бы краткого знакомства с героями и антигероями Ашуры, вы банально не поймете и не проникнитесь смыслом различных марсийа. Услышав фразы «gəlməz sənə tay, qardaşım» или «deyərəm ahu-həsrət ilə: axtarın öz balamı», вы не уловите контекст самого предложения.

Даже с позиции сегодняшних своих взглядов, у меня сохраняется трепетное отношение к марсийа. Стоит понять «кто есть кто» в этой истории, как остаться безучастным невозможно. Если только у вас не камень вместо сердца.

P.S. Важным будет добавить, что марсийа имеет и историческую ценность. Некоторые из них, исполняемые поныне по всему Азербайджану от Баку до Тебриза и Ардебиля, звучали еще во времена сефевидских шахов. Впрочем, об этом в другой раз...

0 коммент.:

Отправить комментарий